Правовые основы государственной и муниципальной службы – это законодательно и нормативно регламентированные принципы, механизмы, инструменты организации и функционирования системы подбора, расстановки персонала в государственных и муниципальных органах, развития персонала, а также непосредственной реализации персоналом функций и задач публичного управления в рамках полномочий.
Значение правовых основ государственной и муниципальной службы
Государственная и муниципальная служба – это механизмы, обеспечивающие непосредственное осуществление задач публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Иными словами, государственная и муниципальная служба выступает институтом, обеспечивающим персоналом государственный и муниципальный механизм, то есть привлекает трудовые ресурсы для того, чтобы в процессе профессиональной деятельности они непосредственно решали задачи публичного управления в рамках собственных полномочий в составе компетенции соответствующего органа публичного управления.
Таким образом, на лиц, привлекаемых для замещения должностей государственной и муниципальной службы, возлагаются обязанности по решению задач публичного управления, то есть важные, сложные, социально значимые задачи, которые обеспечивают благосостояние населения, развития общества и государства. Именно поэтому перед государством стоит задача выработки такого механизма организации и функционирования государственной и муниципальной службы, который бы обеспечил эффективное, добросовестное, законное выполнение должностных обязанностей для реализации задач публичного управления государственными и муниципальными служащими.
Достижение названной цели опосредуется разработкой и утверждением правовых основ организации и функционирования институтов государственной и муниципальной службы в стране. На уровне федерального законодательства решаются важнейшие вопросы организации и функционирования указанных институтов, в частности:
- определяются принципы организации и функционирования государственной и муниципальной службы;
- предусматриваются требования к профессиональному опыту, специальным знаниям лиц, претендующих на замещение должностей государственной и муниципальной службы;
- определяются права, обязанности, ограничения, запреты и льготы в отношении лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы;
- определяются инструменты отбора, расстановки, последующей оценки деятельности лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы;
- гарантируется состав материального и социального обеспечения лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы;
- определяются инструменты профессионального развития и саморазвития, а также стимулирования лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, к эффективной реализации служебных обязанностей.
Характеристика правовых основ государственной службы
Согласно нормам ст. 3 российской Конституции источником власти в России выступает ее народ, который реализует власть непосредственно или через государственные и муниципальные органы. Указанная норма выступает основой учреждения государственной и муниципальной службы, которая обеспечивает функционирование государственных и муниципальных органов соответственно.
Кроме того, основы организации и функционирования государственной и муниципальной службы в стране вытекают и из иных положений Конституции, устанавливающих в частности принципы конституционного строя, основы функционирования государственных и муниципальных органов.
Непосредственно правовое регулирование института государственной службы осуществляется специальным федеральным законодательством:
- о государственной гражданской службе;
- о системе государственной службы в стране.
Также правовые основы функционирования института государственной службы устанавливаются указами главы государства, утверждающими в частности:
- положение относительно персональных данных лиц, замещающих должности государственной службы;
- форму служебного контракта, заключаемого с лицами, претендующими на федеральные государственные должности;
- процедуру аттестации государственных служащих;
- процедуру конкурсного отбора для замещения вакантных должностей федеральной государственной службы.
Вопросы организации и функционирования института государственной службы в субъектах РФ относятся к объектам совместного ведения Федерации и субъектов, отсюда правовое регулирование организации и функционирования государственной службы осуществляется положениями федерального законодательства, а также положениями регионального законодательства исходя из специфики организации публичного управления на региональной территории. Так, к числу региональных актов правового регулирования государственной службы субъектов РФ относятся:
- уставы и конституции регионов;
- специальное региональное законодательство о государственной службе;
- подзаконные акты региональных исполнительных органов.
Характеристика правовых основ муниципальной службы
Организация и функционирование института муниципальной службы для обеспечения решения вопросов местного значения органами и должностными лицами, входящими в структуру местного самоуправления, определяются в специальном законодательстве о муниципальной службе в стране.
В соответствии с положениями такого специального законодательства правовые основы муниципальной службы составляют:
- положения Основного закона страны;
- специальное федеральное законодательство о муниципальной службе, иные федеральные законы и подзаконные правовые акты, касающиеся вопросов муниципальной службы;
- региональные Конституции и уставы;
- региональные законы и подзаконные нормативно-правовые акты о муниципальной службе;
- акты местного нормотворчества, в том числе уставы муниципалитетов, решения, принятые непосредственно местным населением на сходе и другие акты местного нормотворчества.