Субвенции местным бюджетам – это разновидность денежного пособия, предоставляемого муниципальным органам управления государством на определенный срок для достижения конкретной цели.
Сущность и назначение субвенций местным бюджетам
В соответствии с положениями российской Конституции местное самоуправление представляет собой самостоятельный и независимый уровень власти, обладающий помимо прочих преимуществ финансовой самостоятельностью. Однако на практике муниципальные органы власти не обладают этой финансовой самостоятельностью за счет того, что за местными бюджетами закреплено недостаточное количество собственных источников финансирования. Как результат, государство и региональные власти обеспечивают местным бюджетам регулярную финансовую поддержку, в том числе в виде субвенций.
Субвенция представляет собой денежное пособие, предоставляемое государством муниципальным властям для финансирования достижения определенной цели в течение установленного срока.
Несоблюдение целевого характера при расходовании денежных средств субвенции ставит муниципальные органы власти перед необходимостью возврата этих денежных средств. Аналогичная мера применяется в случае нарушения установленных сроков расходования субвенций. Субвенции можно охарактеризовать как совокупность денежных средств, направляемых в качестве капитальных вложений на финансирование конкретных объектов в рамках целевых государственных и региональных программ.
Критерии предоставления субвенций включают в себя:
- возвратность средств, предусматривающую обязательность их возврата в случае нецелевого использования;
- исключительно денежную форму выдачи;
- адресность предоставления;
- необложение налогами;
- целевой характер использования;
- наличие контроля за целевым характером использования;
- достаточность субвенции для полного покрытия потребности в денежных средствах.
Основания для предоставления субвенций местным бюджетам
Предоставление субвенций муниципальным бюджетам осуществляется в случае нехватки источников доходов, которые закреплены за муниципальным бюджетом с целью выравнивания минимума финансового обеспечения муниципальных образований. В качестве оснований для предоставления субвенций муниципальным бюджетам можно обозначить:
- во-первых, издание соответствующих законов и подзаконных актов;
- во-вторых, издание решений органов муниципального управления;
- в-третьих, принятие целевых программ федерального и регионального уровня. Целевая программа представляет собой перечень мероприятий, который ориентирован на достижение определенной цели. Все целевые программы по уровню их реализации можно разделить на федеральные и региональные. Первые направлены на достижение целей общефедерального уровня, вторые действуют на территории отдельных регионов Российской Федерации. В соответствии с критерием поставленной цели целевые программы делятся на научно-технические, экологические, социальные, внешнеэкономические, производственно-технические.
Предоставление бюджетных субвенций осуществляется в том случае, если у муниципального бюджета возникает потребность в дополнительных незапланированных расходах или повышенных затратах.
Принципиальные основы предоставления субвенций местным бюджетам
В основе предоставления субвенций местным бюджетам находятся следующие основополагающие принципы:
- во-первых, открытость и объективность. Этот принцип подразумевает прозрачность процедур предоставления субвенций определенному получателю;
- во-вторых, единство. Данный принцип предусматривает обеспечение реализации системы национальных задач, ценностей посредством распределения средств в рамках инновационного развития территорий и обеспечения сокращение различий уровня жизни различных муниципальных образований;
- в-третьих, устойчивость развития. Данный принцип предусматривает обеспечение государственной поддержки территориям на основе учета их потенциала;
- в-четвертых, целевое использование средств. Данный принцип предусматривает исключительное применение денежных средств субвенций на достижение определенных целей в соответствии с прогнозами и программными документами социально-экономического развития муниципального образования, государственными целевыми программами, прогнозами муниципального бюджета и так далее.
Предоставление субвенций местным бюджетам требует учета следующих аспектов:
- во-первых, инвестиционные программы должны реализоваться для достижения их целей с максимальной экономической эффективностью путем привлечения минимального объема бюджетных средств на их реализацию;
- во-вторых, субвенции должны направляться исключительно на создание, обновление или прирост основные средства коммунальной формы собственности;
- в-третьих, финансовая обеспеченность инвестиционных проектов, реализуемых в более длительный срок по сравнению с бюджетным периодом обеспечивается финансовыми ресурсами муниципальных бюджетов, займами, средствами субвенций в течение сроков внедрения;
- в-четвертых, в основе предоставления субвенций муниципальным бюджетам должны находиться такие показатели как уровень обеспеченности муниципального образования учреждениями социально-культурного назначения, коммунального и дорожного хозяйства, степени участия муниципального бюджета в проектах, на освоение которых направляются субвенции;
- в-пятых, предоставление субвенций должно учитывать наличие возможности дальнейшего содержания объектов, создаваемых за счет субвенций, за счет средств муниципальных бюджетов.
В основе распределения денежных средств для выполнения различных проектов и программ находятся формализованные параметры, определяемые в соответствии с прогнозами и фактическими показателями социального и экономического развития территории конкретного муниципального образования.