Понятие землепользования муниципальных образований
Землепользование в рамках муниципального образования можно рассматривать в следующих аспектах:
- как непосредственно деятельность по использованию конкретных земельных участков субъектами землепользования в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и назначением земельных участков;
- как деятельность системы органов муниципальной власти и управления по нормативному зонированию территории муниципального образования и установлению правил предоставления и использования земельных участков в рамках таких зон.
Правила землепользования муниципальных образований
Российское градостроительное законодательство обязывает муниципальное образование разрабатывать и утверждать правила использования земельных участков на его территории для решения следующих задач:
- формирование среды для устойчивого прогрессивного развития территории муниципального образования, обеспечения сохранения природы, а также объектов культурного наследия;
- создание среды для активного планирования территории муниципального образования;
- обеспечения прав собственников, иных владельцев земельных участков и другого недвижимого имущества;
- формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования, в том числе посредством предоставления заинтересованным субъектам возможности выбрать оптимальный вид разрешенного использования для конкретного земельного участка или другого объекта недвижимости.
Структурно такие правила землепользования муниципальных образований состоят из следующих разделов:
- процедура реализации и совершенствования правил;
- градостроительное зонирование территории муниципального образования в виде карты;
- градостроительные регламенты.
Так, процедура реализации правил землепользования муниципальных образований включает такие положения:
- регулирующие землепользование, градостроительную деятельность местными органами;
- предусматривающие процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка или другого объекта недвижимости заинтересованными субъектами
- регламентирующие процесс подготовки документов для планирования территории местными органами;
- предусматривающие процедуру общественного обсуждения или публичного слушания в отношении землепользования муниципальных образований и градостроительной деятельности;
- закрепляющие процедуру внесения изменений в правила и др.
Зонирование территории муниципального образования в виде карты предполагает установление территориальных зон в пределах муниципального образования. При этом любой земельный участок должен относиться к одной территориальной зоне.
Обязательному закреплению зоны на карте подлежат земельные участки, которые требуют специальных условий использования, зоны, включающие территории объектов культурного наследия, исторических поселений и др. Особое внимание при формировании карты требуют зоны, которые отвечают за эффективность социально-экономического развития муниципального образования посредством реализации на них конкретных видов деятельности.
Для регулирования использования земельных участков в пределах конкретной зоны принимаются градостроительные регламенты. Такой регламент содержит следующую информацию:
- указание на вид разрешенного использования участка или другого объекта недвижимости;
- допустимые размеры земельного участка в конкретной зоне, допустимые параметры реконструкции или создания объекта недвижимости в пределах такого земельного участка;
- недопустимые виды использования участка или другого объекта капитального строительства в пределах соответствующей зоны и др.
Порядок регламентации землепользования муниципальных образований
Правила, утверждающие допустимые параметры и пределы использования земельного участка и строительство объектов недвижимости, могут разрабатываться как в отношении всей территории муниципального образования, так в отношении отдельных ее частей. При этом при разработке таких правил должны учитываться нормы территориального планирования, требования технических регламентов, информация, которая содержится в реестре регистрации прав на недвижимое имущество, сведения, которые содержатся в информационных базах о градостроительной деятельности с учетом мнения населения, выраженного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также с учетом инициатив заинтересованных лиц.
Необходимость разработки правил использования земельных участков муниципального образования определяется главой администрации муниципального образования. Принятие решения о необходимости разработки правил требует и утверждение состава комиссии, которая такую разработку реализует. Комиссия, в свою очередь, при необходимости организует общественное обсуждение или публичное слушание для решения конкретных вопросов землепользования муниципального образования.
Муниципальный орган осуществляет проверку разработанного комиссией проекта в части соответствия источникам разработки, т. е. техническим регламентам, схемам планирования и т.д.
Итогом такой проверки является направление проекта правил главе муниципального образования для осуществления повторной проверки. Если глава обнаружит недостатки в правилах, он возвращает проект комиссии для их устранения.
Если глава полагает проект, выполненным надлежаще, он принимает решение о проведении общественного обсуждения проекта или публичного слушания.
Когда соответствующие демократические процедуры завершены, на основе их результатов комиссией проводится корректировка проекта. Откорректированный проект направляется главе местной администрации. Глава направляет проект в представительный орган муниципальной власти для утверждения. Представительный орган также проводит проверку проекта и может направить проект главе для устранения недостатков. Утвержденный представительным органом проект подлежит опубликованию.