В современной России существуют три формы собственности на землю:
- государственная;
- муниципальная;
- частная.
Субъектами права муниципальной собственности на землю являются городские, районные, поселковые и иные административно-территориальные образования. От их имени соответствующими полномочиями при решении вопросов владения, пользования и распоряжения участками наделены органы местного самоуправления.
Рисунок 1. Право муниципальной собственности на землю. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правовая основа полномочий органов местного самоуправления
Конституция РФ, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельный, Лесной и Водный кодексы, а также другие нормативные акты составляют правовую основу полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений.
В Конституции России закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в нашей стране как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.
Кроме того, земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В статье 12 основного закона нашей страны признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий и не входит в систему органов государственной власти.
Земельный кодекс РФ конкретизирует права муниципалитетов в данной сфере. Этот документ утверждает, что регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется, исходя из представлений о ней как природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, и как основе осуществления хозяйственной деятельности на территории России.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере землепользования
Действующее земельное законодательство предоставляет муниципалитетам широкие полномочия в сфере землепользования. Они имеют право:
- представлять в собственность, пожизненное наследуемое владение, бессрочное и временное пользование, сдавать в аренду земельные участки, находящиеся в ведении органа местного самоуправления;
- регистрировать права собственности, землевладения, землепользования;
- организовывать ведение земельного кадастра;
- планировать использование земель, находящихся в ведении муниципального образования;
- согласовывать изъятие земель, осуществляемое органами государственной власти;
- вести государственный надзор за использованием и охраной земель;
- защищать права собственников, владельцев, землепользователей и арендаторов;
- разрешать земельные споры в рамках своей компетенции;
- контролировать выполнение всеми землепользователями обязательств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рекультивации нарушенных земель, посадке полезащитных лесополос;
- организовывать проведение работ по землеустройству.
Под особой защитой органов местного самоуправления находятся земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии с федеральным законом «О мелиорации земель» муниципалитеты могут осуществлять следующие функции:
- использование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;
- обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях;
- участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
- координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан и юридических лиц в сфере мелиорации земель.
Кроме того, при регулировании земельных отношений органы местного самоуправления издают нормативные акты, устанавливают правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, разрабатывают и реализуют местные программы, направленные на защиту земель.
Муниципальный земельный контроль, который осуществляется органами местного самоуправления, представляет собой проверку соблюдения правил использования земель, установленных правовыми актами.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны земель
Органы местного самоуправления участвуют в охране окружающей среды на территории муниципальных образований. К их ведению в этой области относятся:
- определение основных направлений охраны окружающей среды, разработка экологических программ;
- учет и оценка состояния окружающей среды и природных ресурсов муниципального образования;
- учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на территории муниципального образования;
- планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;
- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения;
- выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов;
- принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;
- разрешение споров в сфере охраны окружающей среды;
- защита памятников природы и иных особо охраняемых территорий;
- экологическое воспитание, образование, просвещение;
- обеспечение населения необходимой экологической информацией.
Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывают производственные и бытовые отходы. В соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы.
Складирование и захоронение отходов производится в местах, определяемых решениями муниципалитетов по согласованию с уполномоченными органами государственной власти.