Необходимость выборов в муниципальном образовании
Местное самоуправление подразумевает участие населения в решении вопросов, имеющих значимость для конкретного муниципального образования. Население может непосредственно принимать решения по вопросам, имеющим муниципальное значение.
Федеральное законодательство предусматривает различные формы участия населения в осуществлении муниципального управления.
Разновидностями таких форм являются местные референдумы, выборы в муниципальном образовании, голосования, проводимые для отзыва депутатов, членов органов муниципального управления выборного характера, выборного должностного лица муниципального управления, голосование, проводимое относительно изменения границ муниципальных образований и их преобразования, сходы граждан и так далее.
В большинстве случаев, участие населения в осуществлении местного самоуправления состоит в формировании выборных органов муниципального управления и выборе должностных лиц, ответственных за осуществление муниципального управления.
Для этого применяется такой инструмент муниципального управления как муниципальные выборы.
Понятие и порядок осуществления выборов в муниципальном образовании
Муниципальные выборы – это выборы, проводимые на территории отдельного муниципального образования для достижения следующих целей:
- во-первых, избрания депутатов и иных членов органов муниципального управления выборного характера;
- во-вторых, избрания должностных лиц муниципального управления выборного характера.
В основании выборов в муниципальном образовании находится всеобщее равное, прямое избирательное право, осуществляемое посредством тайного голосования.
Назначение выборов в муниципальном образовании осуществляют органы муниципального управления представительного характера. Сроки назначения выборов в муниципальном образовании определяется его основным организационным документом, то есть уставом.
В определенных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, назначение выборов в муниципальном образовании может осуществляться избирательной комиссией или в судебном порядке.
В отношении выборов в муниципальном образовании федеральное законодательство и законодательство регионального уровня, формируемого в рамках, определяемых федеральным законодательством, регулирует также следующие вопросы:
- во-первых, вопросы гарантированности избирательных прав населения муниципального образования;
- во-вторых, вопросы организационного характера по отношению к выборам в муниципальном образовании, то есть порядок проведения выборов, подведения их итогов и определения результатов.
Законодательство регионального уровня может устанавливать вид избирательной системы, применяемой при реализации такой формы непосредственного участия населения в муниципальном образовании как выборы. Также региональное законодательство определяет порядок применения установленного вида избирательной системы.
Муниципальное образование утверждают в своем уставе тот вид избирательной системы, который предусмотрен региональным законодательством.
Избирательная система представляет собой условия признания кандидата, участвующего в выборах, избранным, а списка кандидатов – допущенным к процессу распределения мандатов депутатов.
Кроме того, в рамках избирательной системы определяется порядок распределения мандатов между и внутри списка кандидатов.
Также региональное законодательство определяет условия, необходимые для применения конкретных видов избирательных систем в муниципальных образованиях, устанавливая зависимость между применением конкретного вида и численностью населения муниципального образования, обладающего избирательным правом, а также иными критериями, к числу которых относятся вид муниципального образования или прочие обстоятельства.
Проведение выборов в муниципальном образовании по одномандатным или многомандатным избирательным округам осуществляется с целью формирования органа муниципального управления представительного характера в муниципальных образованиях следующего вида:
- во-первых, поселениях, имеющих численность населения не более 3000 человек;
- во-вторых, поселениях и городских округах, имеющий численность органа муниципального управления представительного характера не более 15 депутатов.
При применении избирательной системы, предусматривающей распределение депутатских мандатов между списками кандидатов, выдвигаемых от политических партий, включая их региональные отделения и прочие структурные подразделения, пропорционально числу набранных голосов, полученных каждым кандидатом, распределению подлежит не менее 10 мандатов.
Законодательство устанавливает обязательные требования об официальном опубликовании, обнародовании итогов выборов в муниципальном образовании.
Организация и проведение выборов в муниципальных образованиях возлагается на избирательные комиссии. Законодательство пресекает возможность вмешательства в деятельность избирательных комиссий, как со стороны органов государственной власти представительного и исполнительного характера, так и со стороны органов муниципального управления, а также организаций, граждан и должностных лиц.
Избирательным правом в муниципальных образованиях обладает та часть населения, которая достигла возраста 18 лет. Избирательное право носит активный и пассивный характер. В первом случае оно выражается в возможности осуществлять выбор, во втором – в возможности баллотироваться самому.
В отношении отдельных выборных должностных лиц муниципального управления устанавливается более высокий избирательный возрастной ценз, если это предусмотрено региональным законодательством. Так, для претендента на должность главы муниципального образования возрастной ценз может составлять 21 год.
Процесс осуществления муниципальных выборов может включать следующие этапы: их назначение, определение избирательных округов, ведение учета избирателей, создание избирательных комиссий, выдвижение кандидатов, проведение предвыборной агитации, непосредственно голосование, выполнение подсчета голосов и публикация итогов выборов.