Муниципальные выборы – это форма формирования органов муниципальной власти, обеспечивающая избрание депутатов, членов выборных органов муниципального управления, выборных должностных лиц муниципального управления в соответствии с общим, равным и прямым избирательным правом посредством тайного голосования.
Нормативно-правовая основа муниципальных выборов
Порядок проведения муниципальных выборов регулируется статьей 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии с указанной статьей назначение муниципальных выборов осуществляет представительный орган муниципального управления в сроки, которые предусматриваются уставом муниципального образования. Также в определенных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, назначение муниципальных выборов может осуществляться соответствующей избирательной комиссией, действующей в муниципальном образовании, или в судебном порядке.
Многие элементы организации и осуществления муниципальных выборов, к примеру, порядок их назначения, подготовки и проведения, определения итогов и результатов, гарантии избирательных прав населения, регулируется федеральным законодательством и развивающими его региональными законами.
На региональном уровне определяется вид избирательной системы, применяемой в ходе муниципальных выборов, а также определяется порядок такого применения. Муниципальное образование самостоятельно выбирает вид избирательной системы, применяемой на его территории, закрепляет в уставе муниципального образования, при этом ориентиром выступает региональный закон, утверждающий возможные виды избирательных систем.
Избирательная система – это условия признания кандидата или кандидатов избранными, списка кандидатов допущенными к получению депутатских мандатов, включая порядок их распределения между списками и внутри списков кандидатов.
Региональное законодательство может утверждать определенные условия, которые требуются для применения отдельных видов избирательных систем муниципальными образованиями по таким критериям как:
- численность избирателей,
- вид муниципального образования,
- иные обстоятельства.
В том случае, если муниципальное образование имеет численность населения, не превышающую 3000 человек, выборы депутатов в представительный орган муниципального управления осуществляются в разрезе одномандатных или многомандатных избирательных округов. Аналогичное правило распространяется на муниципальные образования, представительные органы которых имеют численность не более 15 депутатов.
Федеральное законодательство устанавливает обязательность официальной публикации итогов муниципальных выборов.
Роль и значение муниципальных выборов в формировании органов управления муниципальным образованием
Российская Конституция признается единственным источником власти населения Российской Федерации. В соответствии с этим положением единственным источником муниципальной власти является население муниципального образования, которое наделено возможностью осуществлять муниципальное управление за счет применения прямых и косвенных форм волеизъявления. Максимальное вовлечение населения муниципального образования в процесс управления поселением обеспечивается за счет прямых форм волеизъявления граждан. Одной из таких форм являются муниципальные выборы.
Муниципальные выборы обеспечивают реализацию демократического процесса на территории муниципального образования, выступают механизмом самоорганизации населения, формирующего властные структуры на муниципальном уровне. В определенной мере муниципальные выборы выступает инструментом действенного контроля населения за осуществлением власти.
Посредством муниципальных выборов население может оказывать реальное влияние на возможное развитие муниципального образования в социально-экономическом плане за счёт выбора конкретных программ кандидатов в депутаты.
При этом следует отметить, что население не всегда воспринимает муниципальные выборы как возможность участия в управлении муниципальным образованием. На сегодняшний день существует кризис доверия населения к муниципальной власти, выражающийся в игнорировании муниципальных выборов. Зачастую население сталкивается с необходимостью осуществлять выбор из абсолютно незнакомых кандидатов, программы которых остаются загадкой для граждан. Это становится причиной отказа от выражения своего мнения, поскольку результаты этого выражения носят неопределенный и расплывчатый характер. Муниципальные власти должны работать над преодолением безразличия населения к выражению своей воли. Между успешностью развития муниципального образования и явкой избирателей на выборы существует прямая взаимосвязь: чем выше уровень благосостояния граждан, тем более активную позицию при организации муниципального управления они проявляют, тем больше верят в возможные изменения за счет результатов голосования.
Муниципальные власти стараются активно стимулировать населения к участию в муниципальных выборах, применяя такие инструменты как введение дополнительного выходного дня, проведение лотерей, организация встреч депутатов с избирателями и так далее.
Принципиальные основы осуществления муниципальных выборов
Принципиальные основы осуществления муниципальных выборов устанавливаются на региональном уровне. Региональное законодательство в контексте муниципальных выборов может устанавливать принципы участия в них граждан, а также принципы функционирования избирательных комиссий. В первом случае речь идет о таких принципах как принцип тайности, всеобщности, добровольности, прямоты. Во втором случае речь идет о принципах открытости, гласности, невмешательства исполнительных и законодательных органов власти в процессе осуществления выборов, проведение выборов избирательными комиссиями.