Понятие государственной услуги
В соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе и в муниципальном образовании, государственная услуга характеризуется как деятельность по осуществлению задач, возложенных на исполнительный орган публичной власти федерального или регионального уровней, государственный внебюджетный фонд, а также на орган публичной власти местного уровня, реализующий на основе федерального или регионального закона переданное государственное полномочие.
В качестве гарантий надлежащего оказания государственных услуг выступают следующие законодательно закрепленные правила:
- государственная услуга должна оказываться в срок и в порядке, предусмотренные административным регламентом;
- потребители государственной услуги в муниципальном образовании должны иметь возможность выбрать форму заявки на получение государственной услуги. Это может быть электронная форма или другая;
- органы публичного управления федерального регионального и местного уровня должны предоставлять сведения, необходимые для оказания государственной услуги в другие органы публичного управления или получать такие сведения;
- в качестве субъектов оказания государственной услуги выступают органы публичного управления федерального и регионального уровней, внебюджетные фонды, а также органы публичного управления местного уровня, реализующие государственные полномочия, переданные на основании федеральных и региональных законов.
Порядок оказания государственной услуги муниципальным образованием
Процедура оказания государственной услуги в муниципальном образовании может быть условно разделена на следующие стадии:
- прием заявки от потребителя государственной услуги;
- обработка поступившей заявки на оказание государственной услуги, подготовка и сбор необходимой для оказания государственной услуги информации;
- подготовка результата оказания государственной услуги в виде итогового документа;
- выдача итогового документа как результата оказания государственной услуги потребителю.
На сегодняшний день подача заявки заинтересованным в получении государственной услуги лицом может быть произведена в органах и организациях, осуществляющих оказание государственной услуги в соответствии с законом, лично или через представителя, с подачей заявки на письменном носителе (собственноручно подписанный документ), либо заявка может быть направлена в электронной форме.
Стадия обработки запроса поступившей от заинтересованного в получении государственной услуги субъекта предполагает следующий порядок действий:
- сбор необходимых для оказания услуги сведений, в том числе посредством направления запросов в другие органы публичной власти и учреждения;
- прием и обработка сведений, которые запрашиваются для оказания государственной услуги;
- информирование заинтересованного в получении государственной услуги субъекта о процедуре оказания услуги, о текущем статусе исполнения заявки на предоставление государственной услуги и иных интересующих заявителя сведений;
- подготовка результат оказания государственной услуги (итогового документа);
- внесение соответствующих сведений в реестр государственный услуг и др.
Выдача результата оказания услуги в виде итогового документа осуществляется в сроки, установленные регламентом, в виде письменного документа лично заявителю или его представителю, посредством направления ссылки на электронный документ или посредством направления документа по почте.
Форму получения итогового документа заявитель выбирает при обращении за получением государственной услуги.
Принципы организации государственных услуг в муниципальном образовании
К числу основных законодательно закрепленных принципов оказания государственной услуги в муниципальном образовании относятся:
- правомерность оказания государственной услуги в муниципальном образовании. Указанный принцип предполагает, что деятельность по оказанию государственной услуги осуществляется соответствующим органом публичной власти муниципального уровня или муниципальным учреждением, либо органами публичной власти федерального и регионального уровней, в компетенцию которых входит оказание соответствующей государственной услуги. Указанное касается и услуг, оказываемых органами и организациями, как необходимых и обязательных для оказания государственной услуги. Кроме того, правомерность оказания государственной услуги предполагает, что такая услуга должна оказываться в сроки и в порядке, установленные на основании закона в административном регламенте;
- заявительная процедура обращения заинтересованного в получении государственной услуги лица. Названный принцип предполагает, что инициация деятельности по оказанию государственной услуги осуществляется заинтересованным субъектом при его обращении в соответствующие орган или учреждение;
- платность государственной услуги. Государственная услуга, оказываемая органами публичной власти и соответствующими организациями, а также услуги, сопутствующие (необходимые и обязательные) оказанию государственной услуги оплачиваются заинтересованным в оказании услуги лицом;
- открытость органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней, а также соответствующих государственных и муниципальных организаций, при реализации ими полномочий по оказанию государственной услуги населению;
- доступность государственной услуги. Указанный принцип оказания государственной услуги предполагает, что предоставление государственной услуги осуществляется в порядке и формах, доступных населению муниципалитета, в том числе обеспечены условия получения государственной услуги лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение оказания государственной услуги в электронной форме, когда сама природа услуги допускает такую форму и др.