Государственный контроль – это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами государственного управления, их должностными лицами и иными уполномоченными субъектами в целях наблюдения за функционированием подконтрольных им объектов для установления отклонений их действий от заданных параметров.
Понятие и сущность государственного контроля в Российской Федерации
Осуществление любой деятельности невозможно без ее подконтрольности тем или иным органам власти, субъектам контроля. Одной из самых распространенных форм контроля является государственный контроль, осуществляемый специальными уполномоченными органами государственной власти, их должностными лицами и другими уполномоченными субъектами.
Сущность государственного контроля можно выразить в следующих характеристиках:
- во-первых, контроль представляет собой деятельность органов власти, должностных лиц, специально уполномоченных на ее осуществление в пределах их компетенции;
- во-вторых, контроль состоит в наблюдении за действиями подконтрольных объектов, которые находятся в подчиненном состоянии по отношению к субъекту контроля;
- в-третьих, результатом контроля является получение достоверной и полной информации о соблюдении законности у подконтрольных объектов;
- в-четвертых, контроль обеспечивается соотнесением деятельности подконтрольных объектов с законностью и целесообразностью;
- в-пятых, контроль заключается в применении мер, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение вредных последствий;
- в-шестых, контроль выявляет причины и условия, способствующие правонарушениям, их нейтрализации и устранению;
- в-седьмых, контроль обеспечивает применение мер дисциплинарной и материально-правовой ответственности;
- в-восьмых, контроль обеспечивает организацию рационального и эффективного функционирования подконтрольных объектов.
Классификация видов государственного контроля
Государственный контроль классифицируется по различным основанием, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, объем и содержание государственного контроля;
- во-вторых, направленность и организационно-правовые формы государственного контроля;
- в-третьих, стадия осуществления;
- в-четвертых, временный режим контрольной деятельности;
- в-пятых, субъект контрольной деятельности.
В соответствии с критерием объема и содержания государственный контроль можно разделить на следующие виды:
- во-первых, общий государственный контроль, который охватывает все направления и виды деятельности подконтрольных субъектов;
- во-вторых, специальный государственный контроль, реализация которого осуществляется в рамках конкретного направления деятельности, например, экологической, санитарной, финансовой и так далее.
В соответствии с критерием направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на следующие виды:
- во-первых, внешний государственный контроль, это тот контроль, который осуществляется в отношении объектов, не находящихся в непосредственном подчинении контролирующего органа;
- во-вторых, внутренний государственный контроль, осуществляемый в пределах конкретного органа власти.
В соответствии с критерием стадии осуществления контрольной деятельности государственный контроль делится на следующие виды:
- во-первых, предварительный контроль, то есть контроль, осуществляемый до начала каких-либо событий, например, контроль, осуществляемый в целях проверки соблюдения лицензионных требований при получении лицензии;
- во-вторых, текущий контроль, то есть контроль, осуществляемый в процессе реализации какой-либо деятельности;
- в-третьих, последующий государственный контроль, то есть контроль, осуществляемый по результатам каких-либо событий. Примером такого контроля являются камеральные и выездные налоговые проверки.
По критерию временного режима осуществления контрольной деятельности государственный контроль может подразделяться на следующие виды:
- во-первых, постоянный государственный контроль, то есть контроль, осуществляемый на систематической основе;
- во-вторых, временный государственный контроль, то есть контроль, являющийся периодически.
По критерию субъекта контрольной деятельности государственный контроль делится на следующие виды:
- во-первых, президентский контроль;
- во-вторых, контроль представительных органов власти;
- в-третьих, контроль исполнительных органов власти.
В системе государственного контроля особое место занимает президентский контроль, который может носить непосредственную и опосредованную форму.
Контрольные полномочия российского Президента включают в себя следующие составляющие:
- во-первых, назначение по согласованию с Государственной думой Председателя российского Правительства;
- во-вторых, назначение на должность и освобождение от нее в соответствии с предложением Председателя российского Правительства его заместителей и министров федерального уровня;
- в-третьих, наличие права приостановления постановлений и распоряжений российского Правительства;
- в-четвертых, наличие права приостановления действия актов органов исполнительной власти регионального уровня при условии их противоречия Конституции, федеральному законодательству и международным договорам России;
- в-пятых, назначение на должность и освобождение от должности полномочных представителей российского Президента в федеральных округах;
- в-шестых, назначение на должности освобождение от нее высшего командования российских Вооруженных Сил;
- в-седьмых, осуществление иных контрольных полномочий в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России и Председателя Совета безопасности России.
Опосредованный президентский контроль осуществляется такими органами как президентская администрация в лице Контрольного управления, Государственно-правового управления, полномочных представителей Президента России в федеральных округах.