Основные сведения о механизме государственно-частного партнёрства в России
Несколько лет назад в России был разработан, утверждён и внедрён в практику новый механизм привлечения государством частных инвесторов и их технологий для реализации инфраструктурных проектов, который по своей сути представляет собой особую форму совместного участия государства и частного сектора в инвестиционном проекте. Этот механизм – государственно-частное партнёрство (ГЧП).
Предпосылкой для существования данного механизма является взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнёров. Они могут извлечь выгоду за счёт совместной реализации инвестиционного проекта на основе объединения ресурсов и распределения рисков.
Государство, как инициатор создания этого института, ориентировано на достижение таких общественно полезных целей, как:
- привлечение в экономику страны частных инвестиций;
- обеспечение доступности для населения товаров, работ, услуг;
- повышение качества товаров, работ, услуг.
Действия органов государственной власти (как выразителя государственных / общественных интересов) в рамках государственно-частного партнёрства сводятся к отбору, подготовке и структурированию инвестиционных проектов. В процессе реализации проектов государство задаёт частным партнёрам определённые параметры и требования, а затем контролирует их соблюдение и исполнение других проектных обязательств. Также на том или ином этапе реализации проекта государство может оказывать финансовую поддержку, что определяется коммерческой схемой проекта.
Частные партнёры в рамках заданных государством параметров осуществляют непосредственное проектирование, строительство и финансирование проекта. Впоследствии они занимаются эксплуатацией реализованного проекта до того момента, как он будет окуплен и будет получена прибыль. Определение инвестора осуществляется по итогам открытого конкурса, проводимого на конкурентной основе.
Государственно-частное партнёрство можно рассматривать как одну из форм государственного заказа. Поэтому государству при формировании списка потенциальных проектов нужно руководствоваться степенью необходимости их реализации для общества в целом. Кроме того, эффективность сотрудничества с частным партнёром может быть максимальной в том случае, если проект способствует развитию территорий, характеризуется отсутствием крупных технологических и строительных рисков и невозможностью реализации исключительно на коммерческой основе.
Описание механизма государственно-частного партнёрства в Москве
Одним из субъектов Российской Федерации, которые раньше остальных стали активно использовать механизмы государственно-частного партнёрства в целях развития общественного сектора региона, была Москва. Так, некоторые из проектов, которые были запущены более 10 лет назад, уже переданы частными инвесторами городу.
Для Правительства Москвы развитие государственно-частного партнёрства, с помощью которого можно намного проще и быстрее привлечь частных инвесторов, обладающих передовыми технологиями, является одним из главных направлений городской инвестиционной политики. Эта ориентация, прежде всего, связана с тем, что именно этот механизм позволяет наилучшим образом реализовать такой приоритет московских властей, как развитие инфраструктуры в городе.
В частности, речь идёт про следующие направления инфраструктурной политики:
- инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства, которая включает в себя объекты водо- и теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения, переработки мусора, канализации и т.д.
- социальная инфраструктура, которая состоит из образовательных, медицинских учреждений, парков, физкультурно-оздоровительных центров и др.;
- транспортная инфраструктура, которая представлена, в первую очередь, автомобильными дорогами, стоянками и прочими сопутствующими обкатами (например, системой управления и контроля за дорожным движением).
Для того, чтобы достичь эту генеральную цель Правительство Москвы должно преодолеть ряд объективных проблем, которые до сих пор препятствуют эффективному использованию механизма государственно-частного партнёрства. Основными проблемами в этой сфере признаются:
- недостаточное количество инвестиционных проектов, которые качественно проработаны и уже полностью готовы для реализации на основе принципов государственно-частного партнёрства;
- отсутствие в городе единой системы управления проектами государственно-частного партнерства;
- низкий уровень конкуренции среди потенциальных частных партнёров, что объясняется недостаточной информированностью инвесторов об этом способе вложения средств;
- недостаточная прозрачность конкурсных процедур и коммерческой схемы взаимодействия партнёров при реализации ряда предыдущих проектов;
- несовершенство нормативно-правовой базы, которое проявляется либо в отсутствии актов, регулирующих некоторые отношения в сфере государственно-частного партнёрства, либо в «устаревании», отставании от реальности ряда уже принятых норм;
- отсутствие в Москве единой стратегии использования механизма государственно-частного партнёрства при реализации инфраструктурных проектов.
Эти проблемы могут быть решены Правительством Москвы через осуществление ряда институциональных преобразований, а также усовершенствование процессов отбора и подготовки инвестиционных проектов.