История правового регулирования неразграниченной государственной собственности на землю
Неразграниченная государственная собственность – это институт отечественного земельного права, опосредующий собственность государства в отношении тех земельных участков, границы которых не установлены и права на которые не зарегистрированы за гражданами, организациями или муниципалитетами.
Использование земельных участков для строительства, производства и пр. напрямую связано с обеспечением развития экономики и благосостоянием общества, поэтому вопросы оптимального земельного регулирования являются приоритетным направлением отечественной политики.
Действующее земельное законодательство относит все земли, границы которых не определены и права на которые в надлежащей форме не установлены за физическими лицами, организациями или муниципалитетами, к неразграниченной государственной собственности.
Демократизация общественно-политических и экономических отношений в стране в период перестройки ставила новые вызовы в вопросах правового регулирования, в том числе земельных правоотношений.
Вопросам регулирования неразграниченной государственной собственности на землю было посвящено специальное законодательство. Так, с 2002 года действовал федеральный закон, регулирующий вопросы разграничения государственной собственности на землю, и нормативно-правовой акт правительства страны, утверждающий правила подготовки и согласования списка земельных участков, на которые у федерации, региона или муниципалитетов возникает право собственности. Названные нормативно-правовые акты предусматривали сложно и длительно реализуемую процедуру разграничения права собственности на землю. Это было обусловлено тем, что всякий земельный участок должен был включаться в специальный перечень участков, на которые у государства, региона или муниципалитета возникает право собственности, а далее производилась проверка такого перечня, его согласование, по результатам которых правительство страны издавало акт о включении соответствующего земельного участка в перечень собственности соответствующего публично-правового образования. Таким образом, приведенные нормативно-правовые акты характеризовались неэффективностью.
Внесение изменений в 2006 году в законодательство о введении в действие Земельного кодекса РФ и федеральное законодательство, регулирующее государственную регистрацию прав на недвижимость, повлекло к утрате юридической силы приведенных выше нормативно-правовых актов.
Новое законодательство преобразовало процедуру государственной регистрации федеральной собственности, региональной собственности, собственности муниципалитета на земельные участки, в том числе и когда решался вопрос о разграничении права собственности на них.
Список документов, которые должны быть представлены для регистрации права собственности за публично-правовым образованиям на соответствующий земельный участок был утвержден постановлением правительства страны. Названный список включал следующие виды документации:
- документы, подтверждающие право на недвижимость и кадастровый план участка, когда на участке есть недвижимость, принадлежащая собственнику;
- документы, подтверждающие право на земельный участок и кадастровый план.
Регулирование действующим земельным законодательством неразграниченной государственной собственности
Специальное законодательство, регулирующее введение в действие Земельного кодекса РФ, для разрешения вопроса неразграниченной государственной собственности устанавливает следующие критерии включения земельных участков в собственность Федерации:
- нахождение на территории земельного участка недвижимого имущества, которое составляет собственность Федерации;
- предоставление земельного участка органам публичного управления Федерации или их территориальным подразделениям, а также государственным предприятию, учреждению, некоммерческой организации, учрежденных Федерацией;
- предоставление на праве аренды или пользования (бессрочного или безвозмездного) земельного участка государственным академиям наук или организациям, входящим в их структуру или находившимся в их введении;
- предоставление земельных участков в аренду государственной компании автомобильных дорог специально уполномоченным федеральным органом публичного управления;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Для решения вопроса неразграниченной государственной собственности на землю действующим земельным законодательством устанавливаются следующие критерии включения в состав региональной собственности земельных участков:
- нахождение на земельном участке здания, сооружения или иного недвижимого имущества, которое составляет собственность региона;
- предоставление органам публичного управления регионального уровня земельного участка или предоставление земельного участка региональному казенному предприятию, региональному унитарному предприятию или некоммерческой организация, учрежденной органами публичного управления регионального уровня;
- организация внутрихозяйственной дороги или коммуникации на земельном участке, нахождение на земельном участке лесных угодий, выполняющих функцию защиты участка от негативного воздействия, водных объектов, когда такой участок находится на территории земель сельскохозяйственного назначения, не относится к собственности Федерации муниципалитета или частных субъектов и не предоставлен частным субъектам на ином вещном праве;
- в других прямо регламентированных законодательством случаях.
Кроме того, земельным законодательством установлены критерии отнесения земельных участков из неразграниченной государственной собственности в собственность муниципалитетов. К ним относятся:
- нахождение на земельном участке объектов недвижимости, составляющих собственность муниципалитетов;
- предоставление органам публичного управления местного уровня земельного участка, также предоставление земельного участка унитарному предприятию муниципалитета, казенному предприятию или некоммерческой организации, учрежденной муниципалитетом;
- в иных случаях, установленных законом.