Антикоррупционное реформирование – это специальное направление внутренней политики и соответствующая целенаправленная деятельность субъектов публичного управления, представителей частного бизнеса, институтов гражданского общества и граждан по реализации принципов, методов и инструментов обеспечения законности в хозяйственной деятельности, в системе публичного управления за счет разработки и реализации системы профилактики коррупционных явлений, в том числе коррупционных правонарушений, выявления и пресечения коррупционных правонарушений и ликвидации последствий таких правонарушений.
Значение российского антикоррупционного реформирования
В первую очередь, необходимо отметить, что для большинства современных государств коррупционные явления, в том числе коррупционные правонарушения, составляют одну из центральных проблем, требующих регулирования в системе публичного управления, в системе частного хозяйствования.
Коррупционные явления всегда приводят к неисполнению или ненадлежащему исполнению функций и задач конкретного субъекта управления или хозяйствования. Это связано с тем, что ресурсы, направляемые на решение конкретных целей и задач как в системе публичного управления, так и в системе частного хозяйствования расходуются недобросовестными лицами на иные цели, связанные с личным обогащением или получением иных выгод для себя или третьих лиц. Именно поэтому усилия современных государств направлены на выработку эффективного законодательного регулирования противодействия коррупционным явлениям. Россия в этом случае не исключение: в России имеется более чем 10-летний опыт законодательного противодействия коррупционным явлениям за счет совместных усилий государства, институтов гражданского общества, субъектов бизнеса, однако нельзя говорить о полном преодолении коррупционных явлений, требуется дальнейшее совершенствование методов, инструментов и мероприятий противодействия коррупции.
Так, сегодня на основании указа главы государства утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2020-2024 гг. Указанный план содержит систему мероприятий по совершенствованию законодательного регулирования профилактики и противодействия коррупционным явлениям.
Необходимость российского антикоррупционного реформирования обусловлена следующими объективными обстоятельствами:
- развитие общественных отношений, в том числе внедрение информационных технологий в систему публичного управления и хозяйственную деятельность позволяет внедрять новые инструменты противодействия коррупционным явлением и при этом создает новые возможности для развития коррупционных явлений, поэтому крайне важно, чтобы отечественное законодательство отвечало на вызовы и нужды современного общественного развития;
- стратегическое управление предполагает перманентный анализ эффективности публичного управления, в том числе эффективности реализации законодательства в области противодействия коррупции. Такой анализ позволяет выявлять неэффективные инструменты противодействия и соответственно вырабатывать новые эффективные инструменты противодействия коррупции.
Приоритетные направления российского антикоррупционного реформирования
В теории в качестве приоритетных направлений российского антикоррупционного реформирования называют необходимость выработки единых правил и процедур профилактики и борьбы с коррупцией. Так, в частности законодательная база противодействия коррупции представлена общим регулированием профилактики коррупционных явлений в федеральном законе о противодействии коррупции. При этом отдельные обязанности антикоррупционного поведения получают конкретизацию специально федеральных законов, например, о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих должности и иных лиц, их доходам, о запрете отдельным категориям граждан открывать и иметь счета в иностранных банках и др. Наиболее предпочтительной видится регламентация всех обязанностей антикоррупционного поведения в соответствующем едином федеральном законодательстве.
Дублирование отдельных процедур противодействия коррупции встречается в подзаконных актах. Так, например, указом главы государства регламентируется процедура проверки полноты и достоверности информации относительно доходов, имущественных обязательств и иного имущества лиц, замещающих должности в системе публичного управления. Фактически дублирует указанную регламентацию процедура, связанная с деятельностью подразделений органа государственной власти по профилактике коррупции, зафиксированная в федеральном законе о контроле над соответствием расходов лиц, замещающих должности в системе публичного управления, их доходам.
Указанное позволяет в качестве центрального направления российского антикоррупционного реформирования выделить оптимизацию антикоррупционного законодательства, преодоление его избыточности и дублирования отдельных процедур противодействия коррупции. Утвержденный указом главы государства Национальный план противодействия коррупционным явлением в качестве основных направлений отечественного антикоррупционного реформирования выделяет следующие:
- оптимизация системы ограничений, запретов и обязанностей, направленных на противодействие коррупционным явлениям в системе публичного управления, в системе частного хозяйствования. Указанное направление предполагает реализацию, прежде всего, за счет анализа правоприменительной практики действующих ограничений и запретов;
- совершенствование мероприятий по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в системе публичного управления;
- оптимизация процедуры проведения проверок полноты и достоверности информации относительно доходов, имущества, имущественных обязательств и расходов, а также соблюдения ограничений запретов и обязанностей для обеспечения противодействия коррупционным явлениям;
- оптимизация правового регулирования за несоблюдение антикоррупционных стандартов;
- обеспечение защиты сведений ограниченного доступа при реализации деятельности в сфере противодействия коррупции и др.