Открытое правительство – это концепция обеспечения открытости и прозрачности публичного управления в демократических государствах и соответствующая система государственного управления, которая направлена на совершенствование институтов гражданского общества, установление партнерских взаимоотношений органов публичного управления с населением, представителями бизнеса, некоммерческими организациями, повышение эффективности общественного контроля.
Становление открытого правительства в России
Становление в России системы открытого правительства как системы принципов и инструментов, гарантирующих эффективное сотрудничество власти и гражданского общества, берет свое начало в 2010 г. Тогда (еще без соответствующего правового обеспечения) на общественное обсуждение посредством размещения в сети Интернет были вынесены законопроекты об образовании и о полиции. Инициатива государства вызвала широкий отклик общественности, законопроекты собрали значительное число комментариев российского населения.
В связи с этим в 2011 г. главой государства был издан указ, формирующий правовую базу для общественного обсуждения законопроектов федерального уровня. В соответствии с указанным документом законопроекты, которые касались основных направлений государственной политики в сфере социально-экономического развития, по инициативе главы государства могли быть вынесены на общественное обсуждение. Такое общественное обсуждение предполагало, что граждане имеют возможность онлайн посредством размещения на сайте в сети Интернет формулировать свое отношение к законопроекту в комментариях и предложениях.
Затем главой государства разрабатывалась концепция большого правительства, целью которой было обеспечение принятия управленческих решений государством при взаимодействии с институтами гражданского общества, экспертными сообществами, представителями регионального и муниципального управления, а также непосредственно с населением.
В последующем это инициатива была заменена концепцией открытого правительства, то есть утверждением в системе государственного управления страной системы инструментов и принципов, которые бы гарантировали:
- открытость и подконтрольность органов публичного управления;
- привлечение экспертного сообщества, в том числе представителей бизнеса к принятию управленческих решений;
- прозрачность контрактных отношений в системе государственных закупок для обеспечения государственных нужд, а также в системе размещения государственных инвестиций;
- эффективный контроль над системой публичного управления со стороны населения.
Правовое обеспечение утверждения в системе государственного управления России системы открытого правительства составил указ главы государства об основных направлениях совершенствования системы публичного управления. Указ предусматривал следующие основные мероприятия по формированию системы открытого правительства:
- формирование единого ресурса в сети Интернет для размещения информации относительно разработки исполнительными федеральными органами проектов нормативно-правовых актов о ходе и итогах обсуждения с населением таких актов;
- применение федеральными исполнительными органами для общественного обсуждения проектов правовых актов различных инструментов для публичных консультаций;
- обеспечение доступности сети Интернет среди населения для получения доступа к представленным на официальных порталах органов публичного управления сведениям и др.
Возможности населения в системе открытого правительства
Основное назначение утверждения в системе публичного управления системы открытого правительства – это формирование партнерской модели взаимоотношений государства и общества при принятии управленческих решений, обеспечении доступа населения к информации относительно управленческих процессов, повышение эффективности общественного контроля. Таким образом, система открытого правительства гарантирует гражданам реализацию следующих прав:
- Получение полных и актуальных сведений относительно функционирования органов публичного управления и относительно итогов такого функционирования. Действующим законодательством на органы публичного управления возложена обязанность публиковать общедоступную информацию в форме открытых данных. Такие данные публикуются машиночитаемым способом, что позволяет оперативно скачивать и обрабатывать информацию. Необходимо отметить, что для представления населению полных и актуальных сведений относительно управленческих процессов перманентно создаются новые порталы и площадки.
Организация общественного контроля в отношении выполнения государственными и муниципальными органами своих функций. Системой государственного управления учрежден сайт «Ваш контроль», который позволяет населению фиксировать оценки и предложения относительно деятельности органов публичного управления государством, а государству, в свою очередь, учитывать позиции населения относительно функционирования конкретного органа или учреждения для последующего совершенствования такого функционирования. Населению предлагается осуществлять оценку функционирования органов государственного управления по следующим параметрам:
- время предоставления услуги государственным органом;
- время ожидания предоставления услуги в очереди;
- компетентность работника, который взаимодействовал с заказчиком услуги;
- комфортность среды в государственном органе или учреждении;
- доступность сведений относительно процедуры оказания услуги.
Участие в управлении государственными делами. Сегодня на основании указа главы государства сформирован специальный Интернет-ресурс для размещения общественных инициатив. Направленные общественные инициативы рассматриваются независимыми некоммерческими организациями, которые принимают решение относительно размещения такой инициативы на сайте и открытия сбора голосов. Подержанная в установленном порядке инициатива направляется экспертной рабочей группе, формируемой органами публичного управления, для выработки решения относительно принятия необходимых мер для реализации инициативы и др.