Коррупция – это формы злоупотребления служебным положением для достижения личных целей и интересов.
Сущность взаимосвязи коррупции и культуры
Традиционно к числу причин коррупции относят политические или экономические факторы. Культура при этом может рассматриваться либо как вторичный фактор, либо вообще не приниматься во внимание.
Однако многие специалисты уверены, что между культурой и коррупцией существует определенная связь, которую можно сформулировать следующим образом:
- во-первых, коррупция по своей сути является культурой организационного и делового характера и подлежит анализу с точки зрения воспроизводимых мифов, обычаев, символов, ценностей в системе делового сообщества. Коррупция представляет собой организационную культуру, которая характеризуется утратой здравого смысла и цинизмом. Коррупционная культура характерна для низшего эшелона власти во многих российских государственных учреждениях;
- во-вторых, коррупция является временным состоянием, дисфункцией в культуре, которую понимают как систему ценностей, разделяемых членами общества. Коррупция возможна в тех условиях, когда отсутствует негативное отношение или присутствует равнодушие определенной части сообщества по отношению к социальным нормам и ценностям. К примеру, общество, пропагандирующее в качестве одной из значимых ценностей успех, включая его материальное выражение;
- в-третьих, коррупция воспринимается не как болезненное временное состояние, а как явление, постоянно воспроизводимое культурными традициями, основу которого составляют устойчивые постоянные черты национальной культуры. Такой подход сформировался в 70-ых годах XX века благодаря открытию неформальной экономики в странах третьего мира. Культурные обычаи этих стран воспринимали коррупцию как норму деловых отношений.
В качестве еще одного культурного факта коррупции можно рассматривать религию. Статистические исследования показывают наличие связей иерархичности преобладающей в стране религии и уровня коррупции. Исследования показывают, что коррупция характерна для высокоиерархических религиозных систем. К таким системам можно отнести православие, ислам, католичество. При этом менее иерархические религиозные системы отличаются низким уровнем коррупции. Примером является протестантизм.
Культурные факторы коррупции
Для характеристики культуры используют такие параметры как:
- во-первых, соотношение коллективизма и индивидуализма;
- во-вторых, дистанция власти;
- в-третьих, маскулинность;
- в-четвертых, избегание неопределенности;
- в-пятых, конфуцианский динамизм.
Критерий соотношения коллективизма и индивидуализма выражается в качестве ориентации на коллективистские ценности или меры определения жизненных решений личности со стороны группы, в состав которой индивид входит. Коллективистские культуры отличаются большей склонностью людей, как занятых в частном секторе, так и несущих государственную или муниципальную службу, к нарушению требований законодательства и формальных правил при условии наличия противоречий по отношению к традиционным ценностям и нормам.
Дистанция власти – это мера согласия людей, облеченных наименьшими властью и статусом, с тем фактом, что власть распределяется неравномерно. Культуры, характеризующиеся высокой дистанцией власти, имеют патерналистскую форму в зависимости подчиненных от руководства. Такая форма подразумевает наличие поддержки подчиненных в обмен на их лояльность. В рамках таких систем формируются благоприятные условия для развития коррупции в форме фаворитизма и непатизма. Демонстрация лояльности не позволяет подчиненным высказывать критическое отношение к коррупционному поведению руководства. Культуры, отличающиеся высокой дистанцией власти, терпимо относятся к коррупции.
Показатель маскулинности выражается в виде ориентации на личные достижения и материальный успех, противопоставляемые в заботе о стремлении к поддержке теплых и гармоничных отношений с окружающими, заботе о качестве жизни. Коррупционное поведение во многом провоцируется стремлением к получению материальных благ. Ориентированность культуры на достижение материального успеха способствует снижению чувствительности к критическим аспектам бизнеса, что облегчает заключение сделок между различными сторонами.
Избегание неопределенности – это степень переживания опасности и тревоги в условиях неопределенной или незнакомой ситуации. В этих условиях коррупция выступает в качестве инструмента сокращения неопределенности. Каждый индивид стремится к преодолению состояния неопределенности, что снижает его чувствительность к критическим проблемам бизнеса.
Конфуцианский динамизм выражается в долговременной или краткосрочной ориентации индивида. С одной стороны, долгосрочная ориентация должна способствовать снижению склонности к коррупционному поведению и повышению чувствительности к этическим сторонам бизнеса или управления, с другой стороны, некоторые ученые высказывают мнение об отсутствии влияния этой переменной на уровень коррупции. Долговременность отношений между участниками сделки в рамках заботы о будущем должна снижать стремление к отрицанию этических аспектов бизнеса.
Исследования показывают, что рост уровня коррупции характерен для стран, имеющих низкий уровень экономического развития, высокий уровень контроля государства над экономическими процессами, а также дифференциацию уровня дохода отдельных групп населения, особые культурные характеристики, выражающиеся в большой дистанции власти, высоком уровне маскулинности и коллективизма. Борьба с коррупцией требует учета культурной специфики каждого государства.
Работа власти в контексте борьбы с коррупцией выражается не в проведении шумных акций, направленных на отдельные случаи коррупции, а в формировании системы традиций и ценностей, отрицающих возможность коррупционного поведения.