Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основы сбалансированности местных бюджетов

Определение 1

Сбалансированность местных бюджетов – это принцип бюджетной политики, выражающийся в соответствии запланированных бюджетных расходов запланированному объему бюджетных доходов и поступлений.

Проблема сбалансированности местных бюджетов

Ситуация, в которой расходы бюджетов превышают их доходную часть, признается дефицитом бюджета и формирует его несбалансированность.

Для Российской Федерации характерно наличие большой численности бюджетов, характеризующихся дефицитным состоянием, в том числе на уровне муниципальных образований.

Органы муниципального управления зачастую стремятся к обеспечению сбалансированности муниципальных бюджетов посредством занижения сумм, которые необходимы для финансирования тех или иных расходов муниципальных образований. В этом случае политика муниципальных властей направлена на решение только наиболее насущных проблем муниципальных образований (освещение улиц, организация сбора и вывоза бытовых отходов, проведение работ по благоустройству и озеленению территории поселения, формирование условий для организации массового отдыха населения муниципального образования и так далее) и игнорирование менее значимых.

Сложившаяся практика формирования муниципальных бюджетов свидетельствует о приоритетности доходной части бюджета, что противоречит общепризнанным положениям теории формирования бюджетов, которые первичными признают именно расходы.

Методы обеспечения сбалансированности местных бюджетов

Российская бюджетная политика стремится к расширению автономности муниципальных бюджетов, однако проблема несбалансированности бюджетов является одной из основных в муниципальных образованиях.

Достижение сбалансированности муниципальных бюджетов осуществляется за счет следующих методов:

  • во-первых, обеспечение роста бюджетных доходов;
  • во-вторых, увеличение результативности расходов бюджета;
  • в-третьих, привлечение заемных средств.

Обеспечение роста доходной части муниципальных бюджетов является актуальной проблемой для местного самоуправления в России на протяжении всего периода становления и функционирования этого институт власти.

На формирование доходной части муниципальных бюджетов влияет комплекс многообразных факторов. Факторы, оказывающие влияние на формирование доходной части муниципальных бюджетов, можно разделить на две группы:

«Основы сбалансированности местных бюджетов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Внешние факторы, к числу которых относятся следующие:

    • социально-экономические условия и социально-экономическая политика государства;
    • уровень регионального социально-экономического развития той территории, на которой расположено муниципальное образование;
    • региональная политика проведения муниципальных реформ;
    • налоговая политика, реализуемая государством;
    • утвержденный порядок распределение доходов от налогообложения между разными уровнями бюджетной системы;
    • применяемая методика финансовой поддержки муниципальных образований;
    • ограничительная политика в отношении прав муниципалитетов в сфере налогообложения, включая возможность установления элементов местных налогов;
    • состав налоговых преференций на федеральном и региональном уровне;
    • нормы налогового права, включая налоговое администрирование полномочий налоговых органов;
  2. Внутренние факторы, к числу которых относятся следующие:

    • структура и динамика обобщенного экономического потенциала муниципалитета, выраженного в виде совокупности природных ресурсов, предпринимательского потенциала, трудовых ресурсов;
    • тактика и стратегия финансового управления муниципальным образованием;
    • уровень развития инфраструктуры социального назначения и муниципального хозяйства;
    • доля теневой экономики в экономике муниципалитета;
    • уровень культуры в сфере налогообложения;
    • специфика администрирования бюджетных доходов неналогового характера;
    • преференции неналогового и налогового характера, предоставляемые на муниципальном уровне;
    • профессионализм и компетенция органов муниципального управления.

Внешние факторы влияют на формирование доходной части муниципальных бюджетов через систему региональных и федеральных механизмов воздействия. Помимо этого в состав внешних факторов включаются исходные условия существования и развития конкретного муниципалитета. Отличительной особенностью этой группы факторов является отсутствие возможности у органов муниципальной власти оказывать на них влияние.

Замечание 1

Внутренние факторы в противоположность внешним поддаются влиянию со стороны органов муниципального управления, которые сосредотачивают свои усилия на их использовании.

Одним из наиболее значимых методов обеспечения сбалансированности муниципальных бюджетов является процесс обеспечения роста результативности расходов бюджета. Органы муниципального управления, выступающие в качестве распорядителей средств муниципальных бюджетов, должны обеспечивать максимально эффективное использование этих средств в соответствии с приоритетами развития муниципального образования. Муниципальные власти должны отказываться от политики урезания статей бюджетных расходов, приводящей к ухудшению качества муниципальных услуг.

Замечание 2

Органы муниципального управления должны обеспечивать оптимальное расходование средств в пределах имеющихся ограниченных ресурсов.

Система муниципального заимствования включает в себя привлечение долговых обязательств, которые осуществляются за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, а также привлечения кредитных ресурсов в бюджет муниципалитетов из бюджетов других уровней или от кредитных организаций.

Дата последнего обновления статьи: 20.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot