Концепция Имре Лакатоса – это подход к научным исследованиям, представляющий собой научно-исследовательскую программу в качестве единицы научного знания, выражающей совокупность и последовательность теорий, имеющих непрерывное развивающееся основание и общность принципов.
Личность Имре Лакатоса как разработчика концепции научно-исследовательских программ
Имре Лакатос – это английский философ, имеющий венгерское происхождение, являющийся представителем критического рационализма и постпозитивизма. Имре родился в еврейской семье, изучал юриспруденцию, математику, физику, философию. В период Второй мировой войны участвовал в антифашистском сопротивлении, стал приверженцем коммунистических идеалов. После войны проходил обучение в аспирантуре Московского университета, некоторое время служил в Департаменте культуры в Министерстве образования Венгрии. Был подвергнут незаконным репрессиям, находился в заключении, вынудившим его покинуть Венгрию и перебраться в Великобританию, где он длительное время был профессором лондонской Школы экономики и политических наук.
Имре Лакатос выступил в качестве автора методологии и теории научно-исследовательских программ, в которых развил идеи Карла Поппера и вывел принцип уточненного фальсификационизма.
Общая характеристика концепции Имре Лакатоса
Имре Лакатос осуществил переосмысление и развитие идей Карла Поппера, сохранив приверженность историческому направлению в философии научных исследований. По мнению Лакатоса, в основе всякой методологической концепции находится историография, а также рациональная оценка реконструкции истории науки. При этом Лакатос видит различия между реальной историей познания, имеющей определенные социально-психологические контексты, и ее логической реконструкцией, применяемой при научном анализе и познании и именуемой им «внутренней историей».
Имре Лакатос поддерживает мнение Поппера в том, что основой сосредоточения философского изучения науки является выявление ее рациональных оснований, определяющих профессиональную деятельность ученых. Имре Лакатос признает реальность только тех наук, которые обеспечивают изучение себя с точки зрения логических требований. В число реальных наук могут включаться как теоретические, так эмпирические науки, единственное требование состоит в их подчинении определенным логическим правилам и законам, обеспечивающим рост научного знания.
Признание связи между методологией и научной рациональностью ведет к констатации неопределенности рациональных оснований по отношению к модели науки, предложенной Карлом Поппером. По мнению Имре Лакатоса, решение проблемы обоснованности знаний вызывает бесконечный регресс оснований, выражающийся в необходимости наличия у каждого знания своего основания, а у этого основания его основания и так далее.
Имре Лакатос осуществил выделение четырех типов методологических доктрин, являющихся при этом критериями рациональности. К таким доктринам относятся:
- во-первых индуктивизм;
- во-вторых, конвенционализм;
- в-третьих, методологический фальсификационизм;
- в-четвертых, концепция научно-исследовательских программ.
Первые три критерия признаются ученым в качестве неэффективных, не отвечающих адекватности рациональной реконструкции науки. И только четвертый критерий выражает и объясняет познавательную деятельность ученых, исторический прогресс науки, логику научных исследований. Концепция научно-исследовательских программ позволяет избегать проблемы обоснования конкретных теорий.
Концепция научно-исследовательских программ, предложенная Имре Лакатосом, в определенной мере демонстрирует естественность концепции Поппера. В предложенной модели основу научного роста составляют идеи, обеспечивающие автономное развитие знания, формирующего внутреннюю историю познания. Отличие от концепции Поппера состоит в том, что он признавал возможность смены одной теории другой, неизменно отвергающей полностью старую теорию. Имре Лакатос рассматривал рост знаний в виде критического диалога, который ведут между собой конкурирующие исследовательские программы. Исследовательские программы являются фундаментальной единицей развития науки, в то время как теории утрачивают эту роль.
В основе зрелого роста теоретической науки находится смена исследовательских программ, выражающихся в непрерывности связанных и последовательных теорий.
В рамках предложенной концепции научно-исследовательская программа представляет собой теоретическое и логически связанное рациональное основание, включающее в себя идеи, теории и гипотезы. В основе научно-исследовательской программы находится жесткое ядро, представляющее собой исходное основание, принятое конвенционально и признанное вследствие этого неопровержимым. Помимо этого существует защитный пояс, образуемый вспомогательными теориями, которые обеспечивают согласование исходных элементов программы, объясняют содержание познавательных действий ученых, определяют ложные пути развития знания.
Также в структуру научно-исследовательских программ включают методологические исследовательские правила, в том числе:
- во-первых, положительную и отрицательную эвристику. В первом случае речь идет об определении отбора проблемы исследования, направлений совершенствования теории, выдвинутых в рамках программ, адаптации этих теорий к аномалиям и контрпримерам. Во втором случае речь идет о выявлении нежелательных методологических приемов, способах перевода опровергающих аргументов с ядра на защитный пояс;
- во-вторых, аномалии;
- в-третьих, контрпримеры;
- в-четвертых, вспомогательные гипотезы;
- в-пятых, парадоксы и другое.
Значение научно-исследовательской программы выражается в способности этой программы обеспечивать пополнение знаний, предсказание новых фактов. Наличие трудностей и противоречий объяснения определенных явлений в рамках программы не является основанием для изменению отношения к ней ученых.