Общие принципы организации и проведения выборов в демократическом государстве
Принципы организации проведения выборов – это руководящие идеи (начала), которые определяют содержание избирательного процесса, процедуру организации выборов, их проведение и реализацию гражданами своих активных и пассивных избирательных прав.
Формирование гражданского общества и правового демократического государства требует соблюдения гарантии прав личности при формировании системы публичного управления обществом, в том числе гарантий демократических выборов.
К числу основных принципов организации проведения выборов в демократическом обществе следует отнести такие:
- Выборы – это обязательный институт формирования органов публичной власти и избрания должностных лиц публичного управления государством. Названный принцип предполагает в качестве исключительного легитимного способа формирования системы публичного управления выборы. Иной подход к организации системы публичного управления противоречит демократическим принципам, закрепленным конституционно и на законодательном уровне. С практической точки зрения, это означает, что органы публичного управления и должностные лица, к полномочиям которых относится назначение и организация проведения выборов, не вправе уклоняться от названных действий. Искусственное продление срока пребывания у власти отдельных должностных лиц или состава представительных органов является нарушением рассматриваемого принципа.
- Выборы должны назначаться с периодичностью, установленной законом. Этот принцип является продолжением разделения властей в системе публичного управления, предполагающего, что полномочия органов публичного управления должны быть объективно ограничены во времени. При этом такое ограничение не должно подрывать стабильное функционирование органов публичного управления. Исходя из законодательно предусмотренных сроков деятельности должностного лица и органа публичного управления должны назначаться очередные выборы.
- Организация проведения выборов должна характеризоваться свободой: названный принцип получает конституционное закрепление. Этот принцип распространяется, как на пассивное, так и на активное избирательное право: никто не может быть принужден к участию в выборах в качестве кандидата, никто не может быть принужден к участию в выборах в качестве голосующего, никто не может быть непосредственно принужден к голосованию. Этот принцип не следует рассматривать в качестве ограничения свободы выборов: законодательное закрепление минимального порога явки избирателей для того чтобы выборы были признаны легитимными направлено на формирование и выявление истинной политической воли населения;
- Организация проведения выборов предполагает их альтернативность. Не допускается проведение выборов при наличии одного зарегистрированного кандидата. В рассматриваемом случае выборы откладываются на регламентированный законом срок для выдвижения дополнительного числа кандидатов. Этот принцип ориентирован на обеспечение состязательности выборов и предотвращения узурпации власти. однако прямого закрепления он в законодательстве не получает;
- Допустимость использования при организации проведения выборов различных систем избирательного процесса. Организация проведения выборов допускает использование, как мажоритарной, так и пропорциональной системы выборов. Конкретный вида избирательной системы должен определяться спецификой функционирования органов публичного управления, административно-территориальным устройством и другими значимыми факторами;
- Органы, уполномоченное на осуществление организации проведения выборов должны быть независимыми. Указанное предполагает, что обеспечение избирательных прав населения возможно только посредством создания специальных институтов, независимых от органов публичного управления государством. Так, подготовка и проведение выборов должны обеспечиваться специальными органами, компетенция которых законодательно закреплена и реализуется ими независимо от иных органов публичного управления. Такие специальные органы в России именуют избирательными комиссиями, на них возложена вся основная деятельность по организации проведения выборов. Кроме того, они контролируют соблюдение прав населения при проведении выборов, распределение финансовых ресурсов, выделяемых для проведения выборов, их использование, формируют списки избирателей, осуществляют государственную регистрацию кандидатов на должности публичного управления и др. Решение таких комиссий обязательно для органов публичного управления.
Обеспечение избирательных прав граждан при организации проведения выборов
При организации проведения выборов населению страны должна быть обеспечена возможность участия в выборах при соблюдении принципов всеобщности, равенства избирательного права, тайного голосования и прямого волеизъявления граждан.
Важно подчеркнуть, что участие населения в выборах добровольно, граждане свободны в реализации своего избирательного права никто не может оказывать на них давление для целей принуждения к участию в выборах или напротив воспрепятствования реализации права на выборы.
Граждане страны, которые проживают за территориальными границами, не утрачивают своего избирательного права: они обладают всей полнотой этого права. Дипломатические и консульские институты, функционирующие за пределами страны, обязаны оказывать помощь таким гражданам в реализации избирательных прав.
Специальные органы, реализующие полномочия по организации и проведению выборов на всех стадиях избирательного процесса, действует открыто и гласно. Это касается как подготовки и назначения выборов, так и подсчета голосов и выявления итогов выборов.
Граждане иностранных государств, лица, которые не имеют гражданства, международные и иностранные организации, в том числе общественные, которые выполняют функции иностранного агента, не имеют права осуществлять действия, которые способствовали бы или препятствовали выдвижению конкретного кандидата, перечню кандидатов, избранию конкретного кандидата и др.