Понятие и сущность муниципальных выборов главы поселения
Муниципальные выборы главы поселения – это процедура избрания высшего должностного лица самоуправляющегося поселения, наделенного статусом муниципального образования.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципалитета, обладающим в соответствии с уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов, имеющих местную значимость. В соответствии с федеральным законодательством главы муниципальных образований наделены статусом единоличного органа муниципального управления.
В соответствии с требованиями статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наличие главы муниципального образования является обязательным для обеспечения легитимности муниципального управления. Проведение муниципальных выборов главы поселения, являющегося муниципальным образованием, выступает в качестве единственного способа приобретения этим главой своих полномочий.
Способы избрания главы муниципального образования
Существует два способа избрания главы поселения, являющегося муниципальным образованием:
- во-первых, избрание главы поселения, обладающего статусом муниципального образования, населением муниципального образования в ходе всеобщих, прямых, равных муниципальных выборов, осуществляемых тайным голосованием;
- во-вторых, избрание главы поселения, обладающего статусом муниципального образования, депутатами органа муниципального управления представительного характера из собственного состава.
Выбор способа избрания главы муниципального образования возложен на население муниципального образования, которое согласно статье 130 российской Конституции обладает правом определения структуры органов муниципального управления.
Помимо модели избрания главы поселения, обладающего статусом муниципального образования, граждане муниципального образования могут определять функциональную нагрузку, возлагаемую на главу поселения. В соответствии с законодательством глава муниципального образования может:
- либо включаться в состав органа муниципального управления представительного характера, выступая в качестве его председателя, имеющего право решающего голоса;
- либо возглавлять муниципальную администрацию.
Каждый из указанных вариантов предполагает выполнение различных обязанностей. В первом случае глава муниципального образования фактически представляет законодательную власть на территории муниципального образования, наряду с депутатами органа муниципального управления представительного характера, во втором случае глава муниципального образования выступает преимущественно в качестве представителя исполнительной ветви власти, реализуя ее практические полномочия в отношении управления и распоряжения хозяйством муниципалитета.
Требования к претендентам на должность главы поселения, имеющего статус муниципального образования
Кандидаты, претендующие на замещение должности главы поселения, обладающего статусом муниципального образования, должны отвечать следующим требованиям:
- во-первых, быть наделенными пассивным избирательным правом на территории Российской Федерации, то есть иметь российское гражданство и возраст на момент голосования 21 год;
- во-вторых, отвечать требованиям к квалификационному уровню и стажу работы по специальности или на муниципальной службе, устанавливаемым муниципалитетами.
Полномочия глав муниципальных образований
Главы поселений, обладающих статусом муниципальных образований, выполняют полномочия различных направлений:
- во-первых, представительские полномочия;
- во-вторых, нормотворческие полномочия;
- в-третьих, полномочия контрольного характера;
- в-четвертых, полномочия управления отдельными направлениями деятельности муниципалитета.
Состав полномочий главы поселения, обладающего статусом муниципального образования, зависит от функциональной роли этого должностного лица, предусмотренной уставом муниципального образования. Если глава муниципального образования выступает в качестве руководителя муниципальной администрации, значит, он преимущественно реализует представительские и властно-исполнительские полномочия, если глава муниципального образования выступает в качестве председателя органа муниципального управления представительного характера его основные функции лежат в сфере нормотворчества и контроля.
Практически представительские функции являются общими для главы поселения, обладающего статусом муниципального образования, независимо от его функциональной роли. Глава муниципального образования обязан взаимодействовать с населением муниципального образования, органами муниципального управления муниципального образования и других муниципальных образований от лица муниципального образования. Глава муниципального образований наделяется возможностью осуществления действий от лица муниципального образования без оформления доверенности. Также в определенной мере глава муниципального образования сохраняет нормотворческие полномочия, просто в разном объеме, позволяющие ему издавать определенные правовые акты муниципального уровня.
Глава поселения, возглавляющий муниципальную администрацию, в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, регулирующие деятельность муниципальной администрации.
В случаях, предусмотренных законодательством, существует возможность досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Примером таких случаев является смерть главы муниципального образования, отказ от российского гражданства и так далее.
Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования везет к назначению досрочных выборов этого должностного лица, проводимых в течение 6 месяцев с момента досрочного прекращения полномочий ранее избранного главы.