Организационные основы государственной гражданской службы – это совокупность условий и особенностей несения государственной гражданской службы, а также ее принципов.
Понятие и уровни государственной гражданской службы
Правовую основу государственной службы формирует федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ».
Согласно данному закону государственная гражданская служба – это разновидность государственной службы, профессиональная служебная деятельность российских граждан, которую они несут на должностях государственной гражданской службы с целью обеспечения реализации полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровня.
По уровням государственная гражданская служба подразделяется на:
- федеральную, то есть ту, которую государственные служащие несут в органах власти федерального уровня;
- региональную, то есть ту, которую несут государственные служащие в органах власти регионального уровня.
Принципиальные основы государственной гражданской службы
В основе несения государственной гражданской службы находится ряд принципов, к числу которых относятся:
- во-первых, приоритет общечеловеческих и общегражданских прав и свобод;
- во-вторых, единство организационных и правовых основ государственной службы на федеральном и региональном уровне;
- в-третьих, равенство доступа граждан, которые отвечают определенным требованиям, к несению в государственной службы. К числу таких требований относится владение русским языком;
- в-четвертых, равенство условий несения государственной службы вне зависимости от каких-либо специфических характеристик государственного служащего, к примеру, религиозных убеждений, места жительства, расы, национальности и так далее;
- в-пятых, компетентность и профессионализм;
- в-шестых, стабильность;
- в-седьмых, информационная доступность государственной службы;
- в-восьмых, взаимодействие государственных служащих с гражданами и общественными объединениями;
- в-девятых, недопустимость неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность государственных служащих.
Категорийность государственной службы
Организационные аспекты государственной службы напрямую связаны с ее должностями, само понимание термина «государственный служащий» предполагает получение этого статуса при условии замещения должности государственной службы.
В Российской Федерации существуют реестры должностей государственной службы, которые включают в себя полный перечень должностей, обеспечивающих гражданину получение правового статуса государственного служащего.
Должность государственного служащего – это правовой статус, определяющий границы его деятельности, состав прав, обязанностей и ответственность. В Российской Федерации выделяют следующие категории должностей государственной службы:
- во-первых, категория руководитель – это должность руководителя или заместителя руководителя органов государственной власти и их структурных подразделений, территориальных органов исполнительных органов власти федерального уровня и их структурных подразделений, представительств органов государственной власти и их структурных подразделений, замещение которой осуществляется в течение определенного срока полномочий или без ограничения этого срока;
- во-вторых, должность помощник или советник – это должность, которая учреждается для обеспечения содействия лицам, замещающим должности руководителей органов государственной власти, замещаемые на конкретный срок, ограниченный сроком действия полномочий руководителей;
- в-третьих, должность специалист – это должность, учреждаемая для профессионального обеспечения исполнения функций и задач органов государственной власти, замещение которой осуществляется без ограничения срока полномочий;
- в-четвертых, должность обеспечивающего специалиста – это должность, которая учреждается для обеспечения деятельности органов государственной власти в организационном, информационном, финансово-экономическом, хозяйственном, документационном и ином смысле. Замещение этой должности осуществляется без ограничения срока полномочий.
Всю совокупность должностей государственной гражданской службы в организационном смысле делят на несколько групп, к числу которых относятся следующие группы:
- во-первых, группа высших должностей государственной службы;
- во-вторых, группа главных должностей государственной службы;
- в-третьих, группа ведущих должностей государственной службы;
- в-четвертых, группа старших должностей государственной службы;
- в-пятых, группа младших должностей государственной службы.
В первую, вторую и третью группу входят руководители, советники или помощники. В первую, вторую, третью и четвертую группу входят специалисты. Во вторую, третью, четвертую, пятую группы входят обеспечивающие специалисты.
Классные чины государственных гражданских служащих
Должности государственных служащих в пределах группы предусматривают присвоение определенных классных чинов.
Классный чин государственных служащих – это служебный разряд, присвоение которого осуществляется персонально по результатам аттестации или квалификационного экзамена в соответствии с замещаемой должностью, уровнем профессиональной дополнительной специальной подготовки, выслугой лет, принадлежностью к ведомству или заслугам. Классный чин выступает в качестве характеристики государственного служащего.
Присвоение классных чинов и их сохранение регулируется Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов в государственной гражданской службе РФ.
Каждый государственный служащий должен отвечать определенным квалификационным требованиям, различающимся по категориям и группам должностей государственной службы. В качестве квалификационных требований к государственным служащим предъявляются требования по уровням профессионального образования, стажа государственной службы или опыту работы по специальности, профессиональным навыкам и знаниям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.