Необходимость муниципального управления транспортом
Российская транспортная система является наследницей советских традиций управления инфраструктурой, носившего централизованный характер. Такая система управления обладала существенными недостатками, к числу которых следует отнести:
- во-первых, высокий уровень монополизма транспортного комплекса;
- во-вторых, приоритетность хозяйственного интереса над социальной функцией;
- в-третьих, недостаточное стимулирование работников к повышению качества труда и качеству обслуживания пассажиров;
- в-четвертых, лишение потребителя возможности оказывать влияние на результаты деятельности транспортного комплекса.
По причине наличия указанных недостатков современное российское управление транспортом претерпевает определенные изменения, нацеленные на повышение эффективности транспортного обслуживания населения. Принцип централизации управления, реализуемый на федеральном уровне, доказал свою неэффективность, поэтому транспортное обслуживание муниципальных образований было передано под муниципальное управление. Кроме того, на передачу управления транспортом муниципальным властям повлияло свойство самих транспортных услуг, выражающееся в их местном потреблении.
Услуги транспортного комплекса имеют высокую социальную значимость, которая выражается градообслуживающей функцией. Именно этим обусловлено применение принципа централизации и скоординированности управления транспортом, но уже на муниципальном уровне.
Задачи муниципального управления транспортом
Муниципальное управление транспортом призвано решать следующие задачи:
- во-первых, обеспечивать надежное состояние транспортных линий;
- во-вторых, приводить подвижный состав в состояние, отвечающее требованиям технического характера;
- в-третьих, обеспечивать надлежащую безопасность и качество перевозок;
- в-четвертых, модернизировать системы организации движения транспорта, диспетчерское сопровождение и контроль качества транспортных услуг.
Муниципальное управление транспортным комплексом нацелено на обеспечение удовлетворения потребности населения муниципального образования в транспортных услугах. Транспортный комплекс муниципального образования должен быть устроен таким образом, чтобы потребление транспортных услуг отнимало минимум времени.
В связи с этим для оценки эффективности муниципального управления транспортом применяется показатель, характеризующий общие затраты времени на передвижение. Максимальная величина данного показателя не должна быть выше 1 часа, поскольку при превышении этого предела возникает «транспортная усталость», обеспечивающая резкое понижение производительности труда.
Субъекты систем управления транспортом
Система управления транспортом (пассажирским, грузовым) включает в себя следующих субъектов:
- во-первых, государственные органы власти, которые являются системными инвесторами развития транспорта и поддержания его в рабочем состоянии;
- во-вторых, муниципальные органы власти, которые являются генеральными заказчиками транспортных услуг, регуляторами транспортного рынка, включая тарифную и субсидиарную политику;
- в-третьих, население муниципального образования, являющееся потребителем услуг транспортного комплекса и соинвестором стоимости транспортных услуг;
- в-четвертых, организации, оказывающие транспортные услуги.
Организационные аспекты муниципального управления транспортом
Эффективной формой муниципального управления транспортом является создание службы муниципального заказчика услуг транспорта как отдельной структуры. В область ведения такой службы попадают вопросы транспортного обслуживания и содержания дорог муниципального образования. Структура службы муниципального заказчика услуг транспорта включает в себя:
- администрацию муниципального образования;
- службу муниципального заказчика транспортного обслуживания;
- транспортные предприятия.
Помимо этого, эффективная работа требует выделения в структуре службы муниципального заказчика услуг транспорта ряда функциональных подразделений, к числу которых относятся:
- во-первых, подразделение, занятое планированием необходимого объема услуг транспорта и формированием муниципального заказа. Основу работы данного подразделения составляют данные маркетинговых исследований и требования к качеству оказания транспортных услуг;
- во-вторых, подразделение, осуществляющее заключение договоров на транспортное обслуживание населения, а также организацию конкурсов по отбору подрядчиков;
- в-третьих, подразделение, осуществляющее диспетчерское обслуживание транспорта. Эту функцию зачастую исполняет независимая организация;
- в-четвертых, подразделение, осуществляющее контроль точности и своевременности оказания услуг транспортными организациями, а также полноты сбора платы за проезд;
- в-пятых, подразделение, осуществляющее расчеты с перевозчиками, учитывающее учет средств, поступающих из бюджета, и их использование для оплаты услуг транспортных организаций.
Подразделения службы муниципального заказчика услуг транспорта решают комплекс задач, который включает:
- во-первых, исследование транспортной подвижности населения муниципального образования с целью определения потребности в транспортных услугах;
- во-вторых, осуществление разработки городской маршрутной сети с привлечением научно-исследовательских и проектных организаций;
- в-третьих, разработка мероприятия, направленных на улучшение качества транспортных услуг;
- в-четвертых, осуществление договорной работы с транспортными организациями;
- в-пятых, согласование расходов транспортных организаций;
- в-шестых, контроль соблюдения требований к оснащению и состоянию транспорта;
- в-седьмых, контроль содержания остановочных пунктов и дорожного покрытия и т.д.