Город как объект муниципального управления
Город представляет собой крупный населенный пункт, население которого не имеет отношения к сельскому хозяйству.
В контексте муниципального управления городом, используются такие термины как городское поселение, которое применяется к городам и поселкам; городской округ, представляющий собой объединение нескольких населенных пунктов; городской округ, имеющий внутригородское деление, и так далее.
Функционирование современного города невозможно без учета окружающей его территории, именуемой пригородной зоной. Таким образом, муниципальное управление города распространяется не только на собственно сам город, но и на его пригородные территории и протекающие между ними процессы (урбанизация, дезурбанизация, реурбанизация и так далее).
Особенности муниципального управления городом
Начиная с реформы муниципального правления в России (2003 год), активно осуществляется усиление муниципального управления в крупных городах с целью их продвижения. Крупные города как объекты муниципального управления характеризуются высоким уровнем концентрации производственного потенциала, наличием значительных финансовых ресурсов, квалифицированных кадров и прочих преимуществ. Указанные факторы позволяют крупным городам оказывать влияние на другие менее значимые муниципальные образования.
Крупные города зачастую наделяются статусом городских округов с возможностью осуществления широких полномочий в вопросах местного значения.
Данный факт позволяет городам осуществлять формирование собственной экономической политики, основанная направленность которой концентрируется на стимулировании развития тех отраслей народного хозяйства, которые имеют градообразующий характер, и решение имеющих наибольшее значения для города социальных проблем.
Для крупных российских городов характерен определенный тип организационной структуры управления муниципальным образованием. Данный тип управления сочетает в себе два принципа: отраслевой и территориальный.
Типовая организационная структура муниципального управления городом
Типовая организационная структура муниципального управления городом имеет следующее строение:
- представительным органом власти является, как правило, городской совет, который определяет полномочия и осуществляет контроль за деятельностью администрации города;
- администрация города, возглавляемая мэром, включает в свою структуру различные отраслевые департаменты и территориальные округа, в отношении которых осуществляется муниципальное управление.
Города, численность населения которых превышает 100 тысяч человек, могут создавать административные структуры, включающие множество уровней, количество которых обусловлено числом приоритетных направлений развития муниципального образования.
Для такого типа организации городского муниципального управления характерно превалирование административной ветви управления над представительной властью. Избранный из числа депутатов представительного органа глава муниципального городского образования ограничен в своих действиям рамками местного бюджета, утвержденного представительным органом, но свободен в определении тактики и стратегии осуществления реализации решений представительного органа муниципального управления. Глава города наделен правом принятия решений относительного оперативного применения средств местного бюджета, на практике нередко встречаются случаи нецелевого использования средств муниципальных бюджетом главами городов. Основная задача главы городского муниципального образования при распределении бюджетных средств заключается в обеспечении равномерности их распределения между территориальными и функциональными департаментами и округами.
В соответствии с общими требованиями к организации местного самоуправления структура органов муниципального управления городом включает:
- во-первых, представительный орган муниципального управления, именуемый городской думой, городским советом и так далее (определено в уставе города);
- во-вторых, глава города, являющаяся высшим должностным лицом города, возглавляющим исполнительную власть в нем;
- в-третьих, администрация города, являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального управления;
- в-четвертых, контрольно-счетный орган города;
- в-пятых, другие органы, отдельные должностные лица выборного характера, осуществляющие определенные управленческие функции в соответствии с уставом городского муниципального образования.
Система муниципального управления города в обязательном порядке должна включать представительный и исполнительный органы, а также главу администрации, наличие остальных органов муниципального управления определяется уставом города.
Следует отметить, наличие во многих городских уставах положения об утверждении прав для глав городских муниципальных образований осуществлять утверждение решений представительного органа муниципального управления, а также прав принятия решений относительно распоряжения бюджетными средствами муниципалитета.
Также местное законодательство наделяет глав крупных городских муниципальных образований правом представления постановлений исполнительной ветви муниципального управления относительно решения вопросов местного значения, включая решения в рамках полномочий, переданных государственными органами власти.
В пределах компетенции главы городского муниципального образования также находятся организационные аспекты функционирования исполнительной ветви власти – администрации города.
Такая ситуация порождает основное противоречие муниципального управления, характерного для крупных городов, – превалирование исполнительной власти над представительной, что в определенном смысле противоречит Конституции России, но имеет место на практике.