Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности муниципального управления в городах федерального значения

Определение 1

Особенности муниципального управления в городах федерального значения - это специфический порядок организации местного самоуправления, обусловленный особенностями статуса городов федерального значения.

Характеристика городов федерального значения

Одним из видов муниципальных образований являются города. Однако среди городов есть такие, которые наделяются особым статусом - города федерального значения, которые в силу ряда причин приравниваются к субъектам государства.

Статус города федерального значения определяется в соответствии с таким критерием как особый порядок организации местного самоуправления в них. Города федерального значения не приравниваются к муниципальным образованием, а выступают в качестве объектов территориального деления страны и могут включать в свой состав несколько муниципальных образований. По правовому статусу города федерального значения занимают тот же уровень, что и субъекты Российской Федерации.

Статус города федерального значения присваивается на уровне законодательства. Основным документом, закрепляющим статус города федерального значения, является российская Конституция. В статье этого документа устанавливается право городов федерального значения на издание собственных нормативно-правовых актов посредством формирования органов управления представительного характера.

Замечание 1

Статус города федерального значения присваивается городам, наделенным важнейшим политическим, стратегическим, экономическим значением для государства в целом.

К числу городов федерального значения относятся Москва, которая выполняет роль столицы государства, экономического и политического центра страны; Санкт-Петербург, бывший в свое время столицей государства, сохраняющий статус культурной столицы мирового уровня и сегодня; Севастополь, выступающий главной военной базой Черноморского флота.

Специфические особенности муниципального управления в городах федерального значения

«Особенности муниципального управления в городах федерального значения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Города федерального значения отличаются от иных субъектов Российской Федерации особой территориальной и политической организацией власти на местном уровне. На территории городов федерального значения выделяются внутригородские территории, имеющие статус муниципальных образований. Наибольшее количество муниципальных образований насчитывается на территории города Москвы, где их число составляет 146 единиц, в Санкт-Петербурге зарегистрировано 111 муниципальных образований, на территории Севастополя на сегодняшний день их только 10.

Также особой характеристикой муниципального управления в городах федерального значения является частичная централизация муниципальной власти за счет перехода ряда ее полномочий в ведение субъекта Российской федерации, которым является город федерального значения. По отношению к городам федерального значения применяются специальные нормы российского права. В частности, в соответствии с Бюджетным кодексом города федерального значения как субъекты Российской Федерации наделяются правом определение источников бюджетных средств внутригородских территорий, выступающих в роли муниципальных образований. Помимо этого, города федерального значения регулируют объем и порядок получения безвозмездных денежных отчислений в виде субсидий, дотаций муниципальными бюджетами внутригородских территорий. Порядок территориального планирования внутренних территорий городов федерального значения устанавливается Градостроительным кодексом, который также допускает переход решения вопросов градостроительства во власть субъекта Российской Федерации при отсутствии местных нормативных документов, регулирующих эту сферу. На территории городов федерального значения действуют особые нормы в сфере уголовного, гражданского и налогового законодательства.

Замечание 2

Порядок организации муниципального управления в городах федерального значения регулируется статьей 79 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии с положениями этой статьи внутригородские территории городов федерального значения выступают в качестве субъектов местного самоуправления.

Особый статус внутригородских территорий города федерального значения сказывается на определении перечня вопросов, имеющих местную значимость, источников формирования доходов муниципальных бюджетов. Правовую базу этих аспектов муниципального управления внутригородских территорий формирует законодательства городов федерального значения.

Решение вопросов, имеющих местную значимость, во внутригородских территориях городов федерального значения осуществляется органами муниципального управления. При необходимости сохранения единства хозяйства города федерального значения допускается отказ от формирования местной администрации на внутригородских территориях.

При необходимости власти городов федерального значения могут наделять государственными полномочиями внутригородские территории при наличии соответствующего финансирования.

Практика организации муниципального управления в городах федерального значения позволяют выделить следующие особенности:

  • во-первых, осуществление муниципального управления в рамках внутригородских территорий, выступающих частью города федерального значения;
  • во-вторых, отнесение вопросов образования, изменения границ или упразднения внутригородских территорий к ведению субъекта Российской Федерации;
  • в-третьих, установление перечня вопросов, имеющих местную значимость, властями города федерального значения;
  • в-четвертых, установление источников формирования муниципального бюджетов внутригородских территорий властями города федерального значения;
  • в-пятых, определение состава муниципального имущества внутригородских территорий законами городов федерального значения.

Необходимость выделения внутригородских территорий города федерального значения и введения в них местного самоуправления обусловлена значительными размерами этих городов и потребностях приближения власти к населению в рамках менее значимых территориальных единиц.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot