Понятие и правовая база изъятия муниципальной собственности
Изъятие муниципальной собственности – это процедура возврата муниципальной собственности, в отношении которой установлены факты нерационального использования, неиспользования или использования не по назначению.
Правовую основу изъятия муниципальной собственности составляют такие нормативные документы как:
- Гражданский кодекс России;
- Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
- уставы муниципальных образований;
- муниципальные правовые акты, регулирующие порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Изъятие муниципальной собственности осуществляется в отношении имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями муниципального образования в следующих случаях:
- во-первых, при выявлении факта наличия излишнего муниципального имущества, выделенного учреждению или организации;
- во-вторых, при выявлении факта неиспользования муниципального имущества, выделенного учреждению или организации;
- в-третьих, при выявлении факта нерационального использования муниципального имущества, выделяемого организации или учреждению;
- в-четвертых, при выявлении факта использования муниципального имущества, выделенного учреждению или организации, не по назначению.
Права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью осуществляются муниципальной администрацией. Причем эти права осуществляется в отношении и того имущества муниципалитета, которое передано муниципальным предприятиям и учреждениям на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
При выявлении указанных ранее случаев недобросовестного использования муниципальной собственности администрация муниципального образования оставляет за собой право осуществлять изъятие муниципальной собственности у экономических субъектов, распоряжающихся им на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, для обеспечения более рационального использования этой собственности в будущем.
Порядок и основания изъятия муниципальной собственности
Изъятие муниципальной собственности, закрепленной за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, может осуществляться либо в судебном порядке, либо во внесудебном порядке.
Внесудебный порядок изъятия муниципальной собственности применяется в следующих случаях:
- при реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
- при нарушении положений договора о предоставлении муниципальной собственности муниципальным предприятиям и учреждениям;
- при установлении факта невыполнения обязанностей относительно содержания муниципальной собственности и поддержания ее исправного состояния;
- при распоряжении объектами муниципальной собственности без согласования с администрацией муниципалитета;
- при добровольном отказе муниципальных предприятий и учреждений от права на муниципальную собственность.
Законодательством запрещается изъятие муниципальной собственности муниципальных учреждений при формировании на их основе автономных учреждений. Такой запрет устанавливается на период с момента принятия решения о создании автономных учреждений до их государственной регистрации. В последующем вопрос изъятия муниципальной собственности автономного учреждения рассматривается наблюдательным советом этого учреждения.
Муниципальные предприятия и учреждения не могут отказаться от использования муниципального имущества, если это решение может способствовать прекращению уставной деятельности данного субъекта или невозможности погашения возникшей задолженности перед кредиторами.
Порядок судебного изъятия муниципальной собственности определяется федеральным законодательством России.
Документальным основанием изъятия муниципальной собственности являются следующие документы:
- во-первых, акты контрольных проверок эффективности использования муниципальной собственности;
- во-вторых, акты инвентаризации объектов муниципальной собственности;
- в-третьих, обращения муниципальных предприятий и учреждений в письменной форме в адрес главы муниципалитета с просьбой об изъятии собственности с указанием причины этого действия.
Характеристика процедуры изъятия муниципальной собственности
Принятие решений относительно проведения процедуры изъятия муниципальной собственности возложено на главу муниципального образования.
В том случае, если муниципальные учреждения или предприятия добровольно отказываются от муниципальной собственности, изъятие не носит процедурный характер.
С целью осуществления процедуры изъятия муниципальной собственности формируется межведомственная комиссия, в состав которой включаются представители администрации муниципалитета и муниципального учреждения или предприятия, у которого планируется проведение изъятия. Организация работы межведомственной комиссии возложены на ее председателя, который разрабатывает регламент работы, определяет даты заседаний и осуществляет общее руководство.
Межведомственная комиссия изучает документацию по вопросам изъятия муниципальной собственности и принимает решение большинством голосов. За каждым членом межведомственной комиссии закреплен один голос. Правомочность комиссии определяется наличием на голосование более 50% ее состава.
В случае равенства голосов председатель комиссии наделяется решающим голосом.
По результатам работы межведомственной комиссией составляется протокол, содержащий мотивированное заключение о целесообразности проводимого изъятия.