Начальная (максимальная) цена контракта – это законодательно регламентированный инструмент определения и обоснования заказчиком стоимости товара, услуги или работы для нужд публично-правовых образований в случае, когда необходимо отобрать в ходе конкурса исполнителя по контракту, или в случае, когда контракт заключается с единственным исполнителем.
Понятие и значение начальной и максимальной цены контракта
В соответствии с положениями действующего специального федерального законодательства о контрактной системе в области закупок товара, работы или услуги для обеспечения нужд публично-правовых образований начальная или максимальная цена контракта рассматривается как инструмент определения и обоснования заказчиком, то есть представителем публично-правового образования, стоимости поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги при заключении контракта:
- максимальная цена контракта определяется в том случае, когда исполнитель по контракту в публично-правовых образованиях будет отбираться в ходе конкурсной борьбы;
- начальная цена определяется в том случае, если контракт будет заключен с единственным исполнителем.
Указанным специальным федеральным законодательством и рекомендациями Минэкономразвития предусмотрены методы определения и обоснования начальной и максимальной стоимости работы, товара или услуги по контракту с публично-правовым образованием.
Значение законодательного фиксирования методов установления и обоснования стоимости контракта для государственных и муниципальных нужд определяется самой природой указанных отношений. Государственные и муниципальные нужды определяются необходимостью реализовать публично-правовые полномочия в интересах личности, обеспечив социально-экономическое развитие территории, благосостояние населения. В свою очередь, удовлетворение государственных и муниципальных нужд происходит за счет бюджетных ресурсов, то есть общественных финансов, что требует обеспечения эффективности и законности расходования таких ресурсов для решения поставленных задач.
Специальным законодательством предусматриваются следующие инструменты установления и обоснования начальной и максимальной цены контракта, заключаемого для удовлетворения нужд публично-правовых образований, – методы:
- анализа рынка или сопоставимых цен;
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Характеристика проектно-сметного метода обоснования начальной и максимальной цены контракта
Проектно-сметный инструмент установления и обоснования начальной и максимальной цены по контракту для удовлетворения государственных и муниципальных нужд используется для следующих видов работ:
- при заказе на выполнение строительных работ, работ по реконструкции, капитальному ремонту на основании проектов, разработанных в соответствии с нормативно регламентированными методиками. Предмет контракта, то есть работа, которую надлежит выполнить подрядчику, утверждается в соответствии с полномочиями исполнительного органа, который осуществляет функции по выработке политики нормативного регулирования в области строительства на федеральном и региональном уровнях;
- при заказе на выполнение работ по сохранению объектов, которые составляют культурное наследие народов страны. Такие работы согласуются в соответствии с процедурой, установленной федеральным законодательством на основании проекта на проведение работ по сохранению соответствующего объекта согласно реставрационным нормам и правилам, определенным уполномоченным органом в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Характеристика затратного метода обоснования максимальной и начальной цены контракта
Затратный метод установления и обоснования максимальной и начальной стоимости контракта для удовлетворения нужд публично-правовых образований используется, когда невозможно применить другие методы, или используется совместно с одним из предусмотренных законом методов.
Затратный метод предполагает, что цена контракта устанавливается как объем произведенных затрат и объем обычной для соответствующей области деятельности прибыли. В состав стоимости контракта входят затраты косвенного и прямого характера на приобретение или производство товара, оказание услуги или выполнения работы, а также затрат на транспортные услуги, услуги по хранению, страхованию и прочие затраты. Средняя, обычная прибыль для соответствующей области хозяйствования может быть определена заказчиком по результатам исследования контрактов, которые размещены в единой информационной системе, а также на основании исследования иных общедоступных источников.
Характеристика иных методов обоснования максимальной и начальной цены контракта
Положения федерального законодательства о контрактной сфере, регламентирующие методы определения и обоснования стоимости контракта решают следующие задачи:
- обеспечивают эффективность использования бюджетных ресурсов для решения социально значимых задач;
- предотвращают возможные коррупционные явления в сфере государственных и муниципальных закупок;
- организуют единую методику расчета стоимости контракта для государственных или муниципальных нужд и пр.
Прежде всего, необходимо отметить, что заказчик имеет право воспользоваться иными, кроме предусмотренных законом методов, только в том случае, если такие методы не позволяют определить и обосновать цену контракта в конкретной сфере.
Метод анализа рынка или сопоставления цен на рынке представляет собой инструмент, реализуемый за счет определения начальной и максимальной цены контракта на основании сведений относительно цены на рынке на идентичный продукт, то есть аналогичные работу, услугу или товар.
Нормативный метод предполагает, что цена контракта рассчитывается исходя из характеристик закупаемого товара, работы или услуги, которые устанавливаются в рамках нормирования закупок.
Тарифный метод, в свою очередь, предполагает, что товар, работа или услуга, которые покрывают нужды государства или муниципалитета, исходя из отечественного законодательства реализуются по установленной государством или муниципалитетами цене.