Программно-целевой подход в регулировании национальной экономики – это специальный механизм реализации экономической политики, который опосредует процесс увязки целей и задач социально-экономического развития, экономического развития в конкретной сфере с наличествующими и привлеченными ресурсами, с ответственными субъектами и конкретными сроками реализации для повышения эффективности использования бюджетных ресурсов и повышения эффективности контрольных мероприятий в отношении расходования бюджетных ресурсов.
Значение программно-целевого подхода в регулировании национальной экономики
Благополучие населения в современных государствах во многом связано с развитием экономики таких государств, а также отдельных территорий, их образующих. Эффективно организованная экономическая система предполагает развитие малого и среднего предпринимательства и инновационного предпринимательства, что, в свою очередь, решает важнейшие задачи социально-экономического развития:
- обеспечивает баланс на национальном рынке труда, то есть высокий уровень занятости населения, в том числе за счет постоянного создания новых рабочих мест субъектами хозяйствования;
- обеспечивает рост налоговых отчислений в бюджетную систему страны и, соответственно, баланс в перераспределении финансовых ресурсов в обществе для поддержки наиболее социально уязвимых слоев;
- обеспечивает партнерскую модель взаимодействия государства и общества. Наличие финансовых и экономических ресурсов у малых и средних предпринимателей и крупных компаний является основой для их включения в систему публичного управления для совместного с государством на партнерских началах решения задач публичного управления.
В связи с тем, что в последние десятилетия в России осуществляется перестройка общественно-государственного устройства, в стране формируются:
- свободный рынок как функционирование равных экономических субъектов, самостоятельно определяющих взаимные права и обязанности;
- правовое государство, где в центре правовой системы находится личность, ее права и свободы, а субъекты публичного управления и частные субъекты в повседневной деятельности реализуют свои права и исполняют обязанности исключительно в соответствии с требованиями закона, принятого в рамках демократической процедуры;
- демократическое политическое устройство, которое предполагает, что система публичного управления создается и функционирует для обеспечения права личности.
Именно поэтому усилия государства сегодня направлены на создание наиболее благоприятной административной, налоговой, социально-экономической, инфраструктурной среды для активного развития предпринимательства, в том числе для целей ее инновационного обновления.
Ввиду указанных причин в системе публичного управления сегодня ведется поиск и разработка новых механизмов, методов и инструментов реализации публичного управления, в том числе регулирования национальной экономики.
Программно-целевой метод регулирования национальной экономики является относительно новым для российской практики и широко используется в зарубежных развитых государствах. Названный метод позволяет обеспечить эффективность расходования бюджетных ресурсов посредством их увязки с конкретными целями и задачами стратегического развития за счет реализации регламентированных программными документами мероприятий под ответственность уполномоченных органов в утвержденные сроки.
Содержание программно-целевого метода в регулировании национальной экономики
Программно-целевой метод в регулировании национальной экономики в узком смысле можно рассматривать как разработку и реализацию целевых программ, однако более широко программно-целевой подход к регулированию национальной экономики предполагает, что воздействие субъекта управления на экономические отношения осуществляется посредством использования системного анализа, то есть средством достижения управленческих целей выступает планирование, системный анализ и пр.
Другими словами, программно-целевой подход позволяет решать комплексные межотраслевые управленческие проблемы посредством разработки специальных системных мероприятий.
С точки зрения использования бюджетных ресурсов программно-целевой метод делает бюджетное управление открытым и прозрачным, бюджетные расходы увязываются с четко обозначенными стратегическими целями и задачами социально-экономического развития на определенный срок, в свою очередь, очередь ответственность за реализацию мероприятий и, соответственно, за расходование бюджетных ресурсов несут уполномоченные органы.
Контроль при этом осуществляется:
- в отношении законности и эффективности реализации программы в целом и отдельного мероприятия;
- в отношении законности и эффективности расходования средств на отдельное мероприятие и в отношении законности и эффективности освоения всего объема бюджетных ресурсов, направленных на реализацию программы.
Функции программно-целевого подхода в регулировании национальной экономики
Сегодня программно-целевой подход используется на всех уровнях публичного управления в России на федеральном, региональном и местном для реализации социально-экономической политики. Применение программно-целевого подхода направлено на решение следующих задач:
- обеспечение целостности и единства территории страны, единства экономического пространства;
- преодоление дисбаланса в развитии региональных территорий и муниципальных территорий для обеспечения надлежащего уровня благосостояния всем гражданам независимо от места проживания;
- максимальная реализация потенциала территорий, входящих в состав Российской Федерации для обеспечения прогрессивного социально-экономического роста государства в целом;
- формирование необходимых условий для реализации экономического потенциала личности и перехода к самообеспечению органов публичного управления региональными и муниципальными территориями.
Значение программно-целевого метода для социально-экономического развития заключается в том, что оно позволяет эффективно использовать бюджетные ресурсы для системного воздействия на управленческую проблему и, соответственно, достижения социально полезных результатов в разных отраслях управления при реализации комплексных мероприятий.