Прокурорская проверка органов местного самоуправления
В соответствии с положениями ст. 77 Федерального закона 2003 г., устанавливающего общие принципы организации местного самоуправления в стране, проверка соблюдения органами самоуправления местными сообществами Конституции России, федерального законодательства, региональных конституций и законов, уставов муниципалитетов и актов муниципального нормотворчества проводятся различными специальными органами публичного управления.
В первую очередь, проверка соблюдения законности муниципальными органами осуществляется прокуратурой.
Согласно нормам Федерального закона 1992 г, регулирующего деятельность прокуратуры, прокурорским работникам предоставлены полномочия по осуществлению надзорной деятельности за исполнением законов муниципальными органами управления и должностными лицами и соответствием актов нормотворчества таких органов закону.
Прокуроры, реализуя возложенные на него законом полномочия по надзору, получают право:
- предъявив удостоверение, подтверждающее их статус, беспрепятственно войти на территорию и в помещения местных органов управления, получить доступ к документации и материалам муниципальных органов управления;
- произвести непосредственную проверку деятельности органов муниципального управления при поступлении в органы прокуратуры информации о нарушении такими органами закона;
- истребовать у руководящих и иных должностных лиц муниципальных органов управления необходимую документацию, материалы статистического и иного характера;
- требовать у руководящих и иных должностных лиц муниципальных органов управления выделения для оказания содействия в реализации проверочных мероприятий специалистов по конкретным направлениям управленческой деятельности;
- вызвать должностных лиц органов муниципального управления для дачи разъяснений в отношении выявленных нарушений законности.
Кроме того, прокурор наделен полномочиями применять собственные средства реагирования, к числу которых относятся в частности протест и представление.
Протест выносится прокурором в том случае, когда в ходе проверки выявлен противоречащий закону акт муниципального нормотворчества. Протест вносится в орган муниципального управления или должностному лицу, которые такой акт издали, или в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
Протест должен быть рассмотрен в срок, не превышающий 10 дней. Если протест вносится прокурором в представительный муниципальный орган, то он должен быть рассмотрен на ближайшем заседании представительного органа. Когда нарушение требует немедленного пересечения, прокурор может потребовать рассмотрения протеста в усеченный срок. Должностные лица и органы муниципального управления должны немедленно сообщать об итогах рассмотрения протеста прокурору. Когда рассмотрение протеста происходит в представительном органе на заседании, прокурор уведомляется о дате заседания.
Представление вносится прокурором непосредственно в орган муниципального управления или должностному лицу, полномочия которого позволяют устранить выявленное нарушение. Представление должно быть рассмотрено незамедлительно. В течение месяца поднадзорным субъектом должны быть предприняты конкретные меры, направленные на устранение выявленных прокурором нарушений законности, на устранение причин и условий, которые способствовали бы такому нарушению, об итогах предпринятых поднадзорным субъектом мер должно быть сообщено прокурору.
Кроме того, в случаях, когда прокурору становится известно о возможном нарушении со стороны муниципального органа управления или должностного лица законности либо, когда наличествуют сведения о подготовке к противоправному деянию, прокурор имеет право вынести предостережение о недопустимости нарушения законности.
Проверка органов местного самоуправления государственными органами специальной компетенции
Проверка соблюдения законов муниципальными органами управления при реализации своих полномочий в отдельных областях общественной жизни может проводиться государственными органами специальной компетенции. Так, например, в соответствии с Федеральным законом 1994 г., посвященным регулированию обеспечения пожарной безопасности, должностные лица и государственные органы, реализующие контрольные полномочия в области обеспечения пожарной безопасности, имеют право проводить проверки соблюдения требований законодательства в рассматриваемой сфере должностными лицами и органами муниципального управления.
Проверка представительным органом местного самоуправления деятельности исполнительного органа
Внутри системы местного самоуправления проверочные мероприятия, прежде всего, реализуются представительным органом муниципального управления. По форме такая проверка может реализовываться посредством направления депутатского запроса, приглашения для дачи объяснения должностных лиц муниципального управления и др. Кроме того, законодательством допускается формирование в системе муниципального управления специальных органов, реализующих проверочные мероприятия в отношении управленческой деятельности. Например, могут учреждаться специальные органы для проверки законности бюджетных отношений, для проверки законности в области использования и распоряжения имуществом, составляющим собственность муниципалитета.
Проверка исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий
Передача государственных полномочий для осуществления органами муниципального управления не предполагает, что с государства снимается ответственность за реализацию таких полномочий, потому со стороны государства в отношении органов местного самоуправления проводятся проверочные мероприятия.
Проверки проводятся государственными и региональными органами власти посредством использования следующих методов:
- дача специальных указаний органом муниципального управления для наиболее полной и эффективной реализации переданных полномочий;
- проведение согласований решений в отношении реализации переданных полномочий;
- проведение правовых экспертиз актов муниципального нормотворчества и др.