Механизмы регулирования заработной платы в администрации – это система правовых, организационных, финансовых и иных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления для обеспечения оплаты труда муниципальных служащих и лиц, замещающих должности, не относящиеся к муниципальной службе, в местной администрации.
Правовые основы регулирования заработной платы в администрации
Вопросы регулирования заработной платы лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации муниципалитета, и иных работников, которые не относятся к муниципальным служащим, обычно получают закрепление в положении, которое утверждается представительным органом муниципалитета на основе норм:
- федерального законодательства, устанавливающего основы организации местного самоуправления в стране;
- федерального законодательства, определяющего вопросы организации и реализации муниципальной службы в стране;
- регионального законодательства относительно муниципальной службы и местного самоуправления;
- устава муниципалитета.
Общие правил регулирования заработной платы в администрации
Заработная плата лиц, замещающих должности муниципальной службы в местной администрации, представляет собой денежное содержание служащих, которое решает следующие задачи:
- выступает инструментом материального обеспечения, то есть предоставлением оплаты служащим за их профессиональную деятельность;
- выступает инструментом стимулирования эффективной профессиональной деятельности лиц, замещающих муниципальные должности, а также их профессионального развития.
Заработная плата в администрации выплачивается за счет ресурсов муниципального бюджета.
В состав заработной платы лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации, входит:
- должностной оклад, размер которого определяется исходя из замещаемой должности;
- ежемесячные и другие доплаты.
К числу доплат к должностному окладу лица, замещающего муниципальную должность в местной администрации, относятся следующие:
- доплата за выслугу лет, которая выплачивается ежемесячно;
- доплата за особые условия осуществления служебной деятельности, которая выплачивается ежемесячно;
- доплата за работу с информацией, которая является государственной тайной. Такая доплата выплачивается ежемесячно и представляет собой процентную надбавку к должностному окладу;
- премия за осуществление заданий особой важности и сложности;
- поощрение за эффективную реализацию служебных обязанностей, которое выплачивается ежемесячно;
- единовременная доплата, которая выплачивается при предоставлении отпуска ежегодно;
- материальная помощь;
- доплата в соответствии с присвоенным классным чином, которая уплачивается ежемесячно;
- иные доплаты, которые предусматриваются федеральным и региональным законодательством.
Здесь необходимо подчеркнуть, что указанные виды доплат учитываются в случае расчета средней оплаты труда, в том числе для:
- оплаты отпуска;
- установления размера пенсионного обеспечения;
- установления размера пособия в связи с возникшей временной нетрудоспособностью.
Указанные доплаты начисляются на основании постановления или распоряжения работодателя, то есть представителя нанимателя (администрации). Такие постановления и распоряжения должны содержать указания на конкретные основания определения размера доплат.
Ежемесячная доплата за выслугу
Доплата за выслугу лет осуществляется на основании постановления или распоряжения работодателя с того дня, когда муниципальный служащий достиг установленного размера стажа. Размер доплаты определяется в процентном отношении к размеру должностного оклада и, соответственно, составляет при стаже муниципальной службы:
- от 1 года до пяти лет – 10%;
- от 5 до 10 лет – 15%;
- от 10 лет до 15 лет – 20%;
- свыше 15 лет – 30%.
Доплата за особые условия муниципальной службы
Реализуемая муниципальным служащим в администрации деятельность, которая протекает в особых условиях, характеризуется:
- повышенной интенсивностью исполнения обязанностей;
- необходимостью высокой квалификации и особого уровня ответственности;
- необходимостью в сжатые сроки реализовать значительное число поручений без потери качества реализации таких поручений;
- необходимостью проявить инициативу и творческий подход.
В таких случаях конкретный размер доплаты определяется исходя из сложности и напряженности профессиональной деятельности служащего в процентах к окладу по должности. При этом не допускается, чтобы такая доплата превышала 200% оклада.
Актом местного нормотворчества определяется минимальный размер такой доплаты исходя из должности:
- должности младшей группы предполагают доплату от 80%;
- старшей группы – от 130%;
- главной группы – от 140%;
- высшей группы – от 150%.
Здесь важно подчеркнуть, что в случае, когда условия особой сложности и напряженности отпадают, выплата доплаты прекращается.
Премия за осуществление особо сложных и важных задач муниципальной службы
Доплата в форме премии может выплачиваться муниципальным служащим, когда они реализуют особо сложные и важные задания для реализации функций и задач муниципального управления администрацией.
Особая сложность и важность задач профессиональной деятельности муниципальных служащих администрации связывается с необходимостью:
- оперативной разработки проектов актов местного нормотворчества;
- организации и реализации мероприятий, которые имеют значение для муниципалитета, государства в целом или для международного сотрудничества;
- проявления творческого подхода, инициативности, профессионализма, оперативности.
Такие премии выплачиваются из ресурсов фонда оплаты труда муниципальных служащих за счет средств, которые специально аккумулированы для этой цели, а также за счет экономии ресурсов фонда. Премия представляет собой единовременное пособие, максимальный ее размер составляет один должностной оклад в год. При этом если премия выплачивается за счет экономии фонда заработной платы, то ее размер не ограничивается.