Корпоративное управление – это подход к управлению компанией, обеспечивающий равноправное и справедливое распределение результатов ее деятельности между акционерами и другими заинтересованными лицами.
Сущность корпоративного управления
Корпоративное управление – это внутренние средства, обеспечивающие деятельность корпорации и контроль над ней. Корпоративное управление можно рассматривать в качестве одного из ключевых элементов, повышающих экономическую эффективность деятельности организации. Состав корпоративного управления включает отношения управления совета директоров, акционеров, иных заинтересованных лиц. Корпоративное управление подразумевает определение целей компании, выбор средств их достижения и контроль за ее деятельностью.
Корпоративное управление подразумевает определенную систему отчетности, направляемую акционерам лицами, осуществляющими текущее управление корпорацией.
Основное назначение корпоративного управления состоит в обеспечении защиты интересов собственников корпорации, увеличении стоимости корпорации, формировании условий, обеспечивающих привлечение инвестиционных ресурсов.
Корпоративное управление формирует информационную базу, дающую собственникам уверенность в разумном использовании текущим руководством корпорации средств акционеров.
Осуществление корпоративного управления характерно для тех компаний, которые по определенным критериям экономического, правового, общественного и социального характера признаются корпорациями. Корпоративное управление осуществляется специальными органами, создаваемым в корпорации. Порядок формирования этих органов определяется законодательством и характеризуется различными видами компетенций.
Корпоративное управление призвано обеспечить развитие компании и избежать проблем. Для современного бизнеса внедрение корпоративного управления является необходимостью. Корпоративное управление обеспечивает регулирование процессов взаимодействия собственников организации и управленческого состава, что обеспечивает слаженность и сбалансированность работы компании.
Участники корпоративного управления
В осуществлении корпоративного управления принимают участие различные лица, которых можно разделить на следующие группы:
- во-первых, внутренняя группа участников корпоративного управления. В данном случае речь идет об учредителях и акционерах организации, ее сотрудниках;
- во-вторых, внешняя группа участников корпоративного управления. В данном случае речь идет о том, что к участию в корпоративном управлении привлекаются внешние субъекты, обеспечивающие взаимодействие корпорации в процессе ее деятельности с факторами внешней среды. К таким субъектам относятся другие хозяйствующие субъекты, органы государственного и муниципального управления, иные лица.
Участники корпоративного управления находятся в той или иной взаимосвязи между собой. Гарантированность успеха развития корпорации состоит в обеспечении эффективного взаимодействия всех участников корпоративного управления. При этом каждый участник корпоративного управления имеет собственные интересы в данной сфере, разумная сбалансированность которых с интересами других групп участников обеспечивает достижение максимального результата.
Принципы корпоративного управления
Принципы корпоративного управления представляют собой основополагающие начала, обеспечивающие осуществление процесса управления корпорацией. К числу основных принципов корпоративного управления можно отнести следующие:
- во-первых, устойчивость развития корпорации и обеспечение роста отдачи от вложений в акционерный капитал на долгосрочный период;
- во-вторых, эффективность управления. Политика управления корпорации разрабатывается на долгосрочный период и призвана обеспечить рост акционерной стоимости компании. Корпоративное управление осуществляется в интересах всех акционеров;
- в-третьих, финансовая дисциплина. Суть данного принципа выражается в необходимости своевременного и полного раскрытия информации в финансовой отчетности корпорации. Управленческий состав персонально отвечает за достоверность и полноту информации, представленную в отчетности;
- в-четвертых, прозрачность структуры собственности. Корпорация должна раскрывать информацию о собственниках, степени их контроля, обусловленной долей в акционерном капитале;
- в-пятых, информационная открытость. Корпорация раскрывает в полном объеме сведения о достигнутых результатах, перспективы планов деятельности перед акционерами;
- в-шестых, гарантированность прав. Всем акционерам корпорации дается гарантия реализации их прав. Акционеры имеют право на участие в управлении корпорацией сообразно их доле в акционерном капитале;
- в-седьмых, эффективность контроля. Все действия управленческого персонала подотчетны акционерам;
- в-восьмых, справедливое вознаграждение. Корпорации применяют систему оценки деятельности и вознаграждения управленческого персонала, стимулирующую работу в интересах акционеров;
- в-девятых, законность и этичность. Корпорация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, принципами деловой этики и локальными нормативными актами;
- в-девятых, активность содействия с органами государственного управления. Корпорации выступают в качестве активных участников законодательных инициатив и диалога с органами государственного управления исполнительного характера по вопросам осуществления корпоративного управления.
Характеристика моделей корпоративного управления
В составе моделей корпоративного управления можно выделить:
- англо-американскую,
- немецкую,
- японскую.
В первом случае речь идет о формировании одноуровневого совета директоров, в состав которого включаются исполнительные и неисполнительные члены. Неисполнительные члены являются независимыми директорами, у которых отсутствуют какие-либо отношения с корпорацией за исключением членства в совете директоров.
Во втором случае речь идет о реформировании двухуровневого совета директоров, в котором существует жесткое разделение на наблюдательный совет, формируемый внешними директорами, и правление.
В третьем случае совет директоров формируется по принципу американской модели, однако не включает в себя независимых директоров.