Компетенция государственных и муниципальных органов власти – это законодательно или нормативно установленный объем полномочий органа публичного управления для реализации функций публичного управления и обеспечения прав личности.
Понятие и значение компетенции государственных и муниципальных органов власти
Компетенция представляет собой сущностную характеристику органов публичного управления как субъектов административных отношений, предполагающих осуществление властного воздействия на общественные отношения.
Иначе говоря, компетенция государственных и муниципальных органов власти является необходимым элементом правового статуса государственного органа, определяющего его положение в системе публичного управления и во взаимоотношениях с населением.
Государственные или муниципальные органы власти функционируют для достижения соответствующих целей и задач в конкретной сфере общественных отношений.
Для того чтобы механизм государственного управления наиболее эффективно реализовывал свои функции упорядочения общественных отношений для цели обеспечения прав личности, каждый элемент системы действует специализированно и дифференцированно в соответствующей сфере публичных отношений, однако на общих демократических принципах организации и реализации управленческого воздействия. Таким образом, определение компетенции всякого государственного или муниципального органа власти начинается с установления области общественной жизни, в которой надлежит функционировать органу. Реализация компетенции государственного или муниципального органа власти, таким образом, определяется предметом его ведения.
Итак, компетенция государственного или муниципального органа власти имеет следующее значение:
- установление компетенции позволяет наиболее эффективно распределить властные полномочия между отдельными уровнями и элементами системы публичного управления;
- установление компетенции определяет границы реализации властных полномочий государственным или муниципальным органом власти во взаимоотношениях с гражданами и организациями, а также при взаимодействии с иными органами, что является гарантией от злоупотреблений со стороны таких органов.
Характеристика компетенции государственных органов власти
Компетенция органов в системе публичного управления определяется, прежде всего, на конституционном уровне – на уровне федеральной Конституции и конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Здесь необходимо отметить, что на конституционном и уставном уровнях фактически закрепляются предметы ведения органов государственной власти, а конкретизация полномочий, то есть полное описание компетенции, обычно содержится в федеральном и, соответственно, региональном законодательстве. Объемы содержания компетенции конкретного государственного органа зависят от места органа в системе публичного управления, а именно от уровня его функционирования (федерального или регионального) и конкретной сферы публичного управления, где он функционирует.
Определение компетенции федеральных органов осуществляется исходя из тех предметов ведения, которые Конституцией отнесены к федеральному. Это:
- принятие и изменение Конституции;
- определение федеративного устройства;
- регулирование прав личности;
- организации публичной власти;
- управление федеральной собственностью и др.
Кроме того, Конституцией определяются совместные предметы ведения Федерации и регионов:
- защита прав личности;
- вопросы использования и распоряжения земельными и иными природными ресурсами;
- разграничение собственности государства и др.
В остальной части регионы наделены всей полнотой государственной власти.
В рамках установленных предметов управления на каждом уровне публичной власти происходит распределение функций исходя из объекта управления – конкретной сферы общественных отношений. При этом компетенция высших органов Федерации и регионов определяется основными функциями публичного управления – законодательной, исполнительной и судебной. Для реализации этих функций образуются относительно самостоятельные подсистемы власти с собственным объемом полномочий. Далее, например, внутри исполнительной подсистемы власти происходит распределение компетенции между отдельными исполнительными органами. По объекту управления выделяют:
- органы, функционирующие в экономической сфере;
- органы, функционирующие в социальной сфере;
- органы, функционирующие в сфере спорта и культуры и др.
Дальнейшая конкретизация компетенции происходит при распределении ее по подразделениям органа и при определении служебных обязанностей отдельного государственного служащего.
Характеристика компетенции муниципальных органов власти
Система муниципальных органов власти функционирует относительно самостоятельно и обособленно. При этом она является структурным элементом, низшим уровнем единой системы публичного управления, действующей в стране.
Вопросы ведения системы местного самоуправления определяются федеральным законодательством и получают конкретизацию в региональном законодательстве и актах местного нормотворчества.
Компетенция отдельного органа муниципальной власти определяется предметами ведения местного самоуправления:
- регулирование бюджетных отношений муниципального образования;
- регулирование местных налогов и сборов;
- распоряжение и использование муниципального имущества;
- организация электро- и газоснабжения на территории муниципального образования;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог муниципального значения и др.
Высшие органы муниципального образования также распределяют между собой на основе принципа разделения властей законодательную и исполнительную функции. Исполнительная функция реализуется администрацией муниципального образования и главой муниципалитета. Правотворческую деятельность осуществляет представительный орган местного самоуправления. В свою очередь, для реализации публичного управления в конкретных сферах общественной жизни формируются отраслевые муниципальные органы власти.