Инновационное развитие технологий рынка услуг – это разработка и внедрение новых услуг, обслуживающих сервисов, организационных и маркетинговых идей, а также бизнес-моделей сервисных компаний.
Сущность и значение инноваций на рынке услуг
Современная экономика рассматривает инновации в качестве основного инструмента, обеспечивающего трансформацию знаний в благосостояние в различных сферах общественной жизнедеятельности, включая сервисную сферу.
Инновации на рынке услуг можно рассматривать в разрезе следующих основных типов:
- во-первых, технические инновации, предусматривающие внедрение новых видов техники, инструментов, приспособлений, приемов обслуживания технико-технологического характера;
- во-вторых, организационно-технологические инновации, предусматривающие внедрение новых видов услуг, эффективных форм обслуживания и организационных норм труда;
- в-третьих, управленческие инновации, предусматривающие совершенствование внешних и внутренних связей хозяйствующих субъектов, использование новых форм и методов управления;
- в-четвертых, комплексные инновации, способные охватывать различные аспекты функционирования предприятий сферы услуг.
Развитие инновационных процессов на рынке услуг можно обозначить следующими тенденциями и особенностями:
- во-первых, разработки и исследования не выступают в качестве единственного источника знаний для внедрения инноваций на рынке услуг. Изучение опыта отдельных стран и хозяйствующих субъектов по внедрению инноваций может стать значимым источником совершенствования рынка услуг другими субъектами;
- во-вторых, реализация инноваций обеспечивается в рамках любых видов деятельности, сфера услуг не является исключением, в том числе на государственном уровне;
- в-третьих, в основе современного понимания инноваций находится интерактивная системная модель инновационных процессов, ключевую значимость в которой имеют инновационные системы регионального, национального и международного уровня, формирующие, распространяющие и использующие новые знания;
- в-четвертых, даже с учетом широкого спектра применяемых технологий хозяйствующие субъекты вынуждены обеспечивать получение новых знаний извне.
Основу инновационного развития сферы услуг обеспечивает не только новое знание, но и наличие государственной поддержки инновационных процессов, выражающейся в следующем:
- во-первых, оказание целевой поддержки в отношении исследований, направленных на обеспечение национальных интересов и приоритетов на рынке услуг за счет внедрения управленческих решений и новых технологий;
- во-вторых, оказание содействия инновационным процессом и научно-техническому развитию за счет предоставления преференций и льгот частному сектору, осуществляющему инвестиции с целью внедрения инноваций на рынок услуг;
- в-третьих, стимулирование кооперации субъектов инновационной деятельности, содействие формированию партнерских отношений участников инновационной деятельности рынка услуг;
- в-четвертых, формирование институциональных условий и гарантий, обеспечивающих эффективное развитие инноваций на рынке услуг;
- в-пятых, создание инновационных ориентиров в системе государственного управления рынком услуг;
- в-шестых, обеспечение приоритетности инновационной деятельности в целях обеспечения национальной государственной безопасности.
Особенности инновационного развития рынка услуг
Инновационное развитие рынка услуг во многих странах обусловлено отсутствием научно-технологических ресурсов, которые необходимы для масштабного индустриального прорыва. В этом случае экономика делает ставку на инновационное развитие рынка услуг. В определенном смысле такой путь развития характерен и для России, поскольку государство не может достичь удовлетворительного состояния научно-технического и производственного потенциала. Инновационное развитие рынка услуг должно обеспечить мощный источник экономического роста.
Специфика инноваций рынка услуг выражается в результате деятельности, способной обеспечивать более эффективное удовлетворение потребностей потребителей. В качестве такого результата деятельности рассматривают сервисный продукт, технологию, отдельные элементы технологии, новый способ организации сервисной деятельности и так далее.
В качестве необходимого элемента развития организации, занятости на рынке услуг выступают инновации в сфере процессов. Инновационные изменения распространяются, как правило, на внутренние процессы, или процессы, обеспечивающие доставку услуг и продуктов до конечных пользователей. Инновации рынка услуг выражаются в инжиниринге, представляющем собой полную перестройку бизнес-процессов, или стратегии постоянных значимых изменений ключевых процессов.
Исследование инноваций российских организаций на рынке услуг свидетельствует о подавляющем направлении средств на осуществление процессных инноваций, выражающихся в разработке и внедрении новых или усовершенствованных методов оказания услуг. Вдвое меньше средств направляется на создание новых услуг. Инновации организационного и маркетингового характера встречаются достаточно редко.
Инновации в сфере управления сервисной деятельности означают внедрение новых принципов и политики управления человеческими ресурсами, финансами, технологиями и информационными данными. В управленческой практике постоянно появляются модели, включающие в себя инновационные идеи, однако многие компании не в силах успеть за сложившимся потоком информации, который зачастую отличается несистемным характером.
На сегодняшний день инновации в сфере услуг нуждаются в усилении взаимосвязи со стратегией развития народного хозяйства в целом. Рынок услуг находятся в зависимости не только от потребительских и стоимостных свойств услуг, но и от социальных показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения, наличия платежеспособного спроса.