Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческие организации, не имеющие права собственности на имущество, которое закреплено за ними собственником в лице государства или муниципального образования.
Информационный рынок – это совокупность отношений экономического, организационного и правового характера, обусловленных продажей, покупкой и распространением информационных технологий, продуктов, ресурсов и услуг.
Сущность и виды государственных и муниципальных унитарных предприятий
Отличительной особенностью государственных и муниципальных унитарных предприятий является неотделимость их имущества. Имущество таких предприятий не может быть разделено по вкладам, паям или долям. Собственником имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий выступают либо Российская Федерация, либо ее субъект, либо муниципальное образование.
Вся совокупность государственных и муниципальных предприятий делится на следующие виды:
- во-первых, унитарные предприятия, в основе которых находится право хозяйственного ведения;
- во-вторых, унитарные предприятия, в основе которых находится право оперативного управления. В этом случае на собственника возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия при нехватке выделенного ему имущества.
Унитарные предприятия подлежат государственной регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию хозяйствующих субъектов. Днем создания государственного и муниципального унитарного предприятия является дата внесения записи о нем Единый государственный реестр юридических лиц.
В качестве учредителей государственных и муниципальных унитарных предприятий могут выступать:
- во-первых, Российская Федерация;
- во-вторых, субъекты Российской Федерации;
- в-третьих, муниципальные образования.
При наличии согласия собственника имущества государственные и муниципальные предприятия могут становиться участниками некоммерческих и коммерческих организаций.
Ответственность государственных и муниципальных унитарных предприятий по своим обязательствам распространяется на все их имущество. Государственные и муниципальные унитарные предприятия не несут ответственности по обязательствам их собственников.
К отличительным чертам правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий можно отнести следующие особенности:
- во-первых, создание реорганизация и ликвидация предприятий в соответствии с волей собственника имущества;
- во-вторых, осуществление только тех юридических действий, которые соответствуют цели и задачам создания предприятия и закреплены в учредительной документации;
- в-третьих, наличие оплаченного уставного фонда до момента государственной регистрации;
- в-четвертых, при банкротстве государственных или муниципальных унитарных предприятий на собственника предприятия ложится обязанность ответа по обязательствам при недостаточности имущества предприятия;
- в-пятых, порядок использования имущества, переданного государственным и муниципальным предприятиям, устанавливается на законодательном уровне и не может меняться соглашениями между хозяйствующими субъектами и собственниками имущества;
- в-шестых, за собственником имущество закрепляется право изъятия лишнего, неиспользуемого, а также используемого не по назначению имущества.
Объекты информационного рынка в лице государственных и муниципальных унитарных предприятий
В качестве объектов информационного рынка могут выступать различные хозяйствующие субъекты, выставляющие те или иные информационные ресурсы в качестве товаров.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия обладают различными видами информации, в том числе биржевой, экономической, финансовой, статистической, коммерческой.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия выступает в качестве поставщиков информации научно-технического, потребительского, социально-экономического характера.
В качестве объектов информационного рынка государственные и муниципальные унитарные предприятия обеспечивает сбор, хранение, обработку, защиту информационных данных.
Информационный рынок в текущий момент переживает настоящий бум своего развития. Активное развитие информационных технологий обеспечивает вовлечение в информационное взаимодействие всех хозяйствующих субъектов, в том числе государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также граждан, органов государственного и муниципального управления.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются проводниками государственной и муниципальной информационной политики, обеспечивая трансляцию и реализация идей государственного и муниципального управления в данной сфере.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия призваны обеспечивать решение проблем защиты личности, государства и общества в отношении конфиденциальности их взаимодействия с данными объектами информационного рынка.
Информационный рынок, несмотря на свои положительные характеристики, несет опасности для общества, в том числе по разрушению частной жизни организации людей, возможности воздействия на общество, низкого качества информационного потока и так далее.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия в качестве объектов информационного рынка призваны обеспечивать высокое качество информационного потока за счет предоставления достоверной и релевантной информации.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия образуют объекты информационной инфраструктуры, включающие в себя центры анализа и обработки информации, информационные каналы, телекоммуникационные каналы, механизмы, обеспечивающие функционирование информационных систем и сетей.
Участвуя в движении информации, государственные и муниципальные унитарные предприятия призваны обеспечивать реализацию свобод и прав гражданина и человека в отношении получения информации, способствовать развитию информационных технологий, предоставлять государству необходимыми сведениями, защищать информацию от посягательств на нее.