Социально-экономическая ситуация в России в начале XX в.
Конец XIX в. – начало XX в. характеризуется как период перехода России наряду с другими капиталистическими государствами на новый этап развития. В России на новейших технологических основах росло промышленное производство, государство искало свое место на международной арене, боролось за рынки сбыта и сферы влияния, пыталось наладить вывоз капитала за рубеж.
При этом экономическая установка характеризовалась противоречивостью: если промышленность развивалась по стандартам современного общества, то сельское хозяйство во многом сохраняло пережитки феодализма. Фактически столкновение капиталистического развития и феодальных пережитков стало причиной революции 1905-1907 гг.
На победу революция возлагались следующие задачи:
- свержение самодержавного государственного устройства;
- установление республики с демократическим политическим режимом;
- устранение помещичьего землевладения и др.
Преобразование в государственном управлении в начале XX в.
В результате революции 1905-1907 гг. государственное управление в России двигалось по пути от феодальной монархии к монархии буржуазной. Главным событием в государственном устройстве страны рассматриваемого периода является учреждение общероссийского органа управления, формируемого на представительный основе, – Государственной Думы.
После «кровавого воскресенья» царь был поставлен перед необходимостью искать компромиссные пути урегулирования классовых и политических разногласий. Для этого министру внутренних дел было поручено организовать разработку проекта закона об учреждении представительного органа управления.
Закон был разработан, он предполагал учреждение Государственной Думы как совещательного органа, т. е. ее назначение в государственном аппарате составляли подготовка законопроекта, его обсуждение, однако утверждение проекта закона осуществлял Государственный Совет. Члены Государственной Думы, в отличие от Государственного Совета, избирались, а не назначались. Закон, касающийся выборов в Госдуму, предусматривал, что членами законосовещательного органа могут быть представители землевладельцев, горожан, крестьян, рабочие к деятельности органа не допускались. Названный законопроект населением был отвергнут, царь был вынужден уступить. Манифест 1905 г. предусмотрел учреждение Государственной Думы как законодательного органа, к участию в деятельности допускались представители всех основных групп населения:
- землевладельцев;
- горожан;
- крестьян;
- рабочих.
Выборы предусматривались многоступенчатые, причем в отношении разных классов действовали разные системы выборов. Землевладельцы и представители буржуазии должны были отвечать имущественному цензу для участия в выборах и для избрания. Для этой категории населения действовало два этапа выборов, сначала избирались выборщики, выборщики избирали депутатов.
В отношении крестьянского населения имущественных цензов не устанавливалось, выборы проходили в четыре этапа: жители села избирали выборщиков для волости, выборщики волости избирали выборщиков на губернском уровне, а те, в свою очередь, формировали списки членов Думы.
В отношении рабочих действовала система выборов в три этапа: небольшие предприятия от 50 рабочих направляли одного представителя, на крупных предприятиях от каждой 1000 рабочих направлялся один представитель. Представители предприятий выбирали кандидатуры, из которых в последующем отбирались члены Думы.
Созванная в первый раз Дума оказалась оппозиционной царю, в связи с чем была распущена. Были назначены и проведены выборы во вторую Думу, однако она оказалась еще более оппозиционной. Первостепенный вопрос, который стоял перед Думой, - утверждение государственного бюджета. Однако решение по нему затянулось, бюджет было передан на утверждение комиссии, которая также бюджет не утвердила. Затем Председателем Совета министров были выдвинуты обвинения в отношении членов Думы в заговоре против царя с требованием лишить их депутатской неприкосновенности, выдать правительству. Царь в нарушение законов, которые ограничивали его право самовольно единолично менять избирательное право, ограничил избирательное право рабочих и других категорий.
В связи с предпринятыми царем контрреволюционными действиями созванная Третья Дума отвечала его политическим интересам, большую часть представителей составляли дворяне, помещики, наименьшее число представителей получили рабочие.
Названные действия царя позволяют охарактеризовать политическую ситуацию в стране как абсолютную монархию: царь, игнорируя требования закона, самостоятельно изменил избирательное право и сформировал парламент в угоду собственным политическим интересам.
Итак, Дума представляла собой законодательный орган, в котором обсуждались, рассматривались и утверждались законопроекты. Царь мог утвердить принятый Думой закон или отказать в его утверждении. Кроме того, царь имел право самостоятельно принимать законы в чрезвычайных ситуациях, когда заседания Госдумы прерывались. Принятый таким образом царем закон должен был в последующем утверждаться на заседании Думы. Если закон о заседании Думой не рассматривался, то он утрачивал свое действие.
Из компетенции Думы были исключены вопросы, касающиеся финансового обеспечения деятельности армии и двора императора.
Государственный Совет был реорганизован: он получил новые полномочия, фактически став второй палаты парламента. При этом его состав разделял политические взгляды царя: половину состава царь формировал лично, половина была выборной. На выборы в Государственный Совет не допускались представители трудящихся. Фактические в нем заседали дворяне, помещики, духовенство, крупная буржуазия.
Государственный Совет, действуя как верхняя палата парламента, имел возможность отклонить законопроект, ранее одобренный Государственной Думы. При этом созванная третья Государственная Дума не отвечала интересам представителей либеральной буржуазии и трудящихся. Дума не была парламентом в полном смысле этого слова: имея внешние признаки парламента, она не являлась подлинно представительным органом, а фактически являлась органом реакционным, подчиненным Совету Министров и царю.