Система органов, реализующих государственное управление в административной сфере
Государственная управленческая деятельность в административной сфере реализуется в следующих областях – обороне страны, обеспечении безопасности населения и государства в целом, управлении Административная сфера как объект государственного управленческого воздействия требует централизации государственного управления ввиду общенациональной значимости решаемых задач.
Высшим должностным лицом, реализующим управленческое воздействие в рассматриваемой сфере, является глава государства, на которого конституционно возложены полномочия по руководству органами федеральной исполнительной власти специальной компетенции, в частности в области обороны, внутренних дел и др. Правительство России решает задачи координации усилий органов специальной компетенции в рассматриваемой сфере.
Оборона как предмет государственного управления в административной сфере
Оборона как одна из важнейших сторон государственной политики конституционно закреплена в качестве предмета ведения Российской Федерации.
Законодательством оборона трактуется как система подготовительных и непосредственных мер вооруженной вооруженной защиты России, ее целостности и неприкосновенности.
Причём эти меры могут носить как экономический, социально-правовой, так и военный характер.
Управленческие действия по подготовке и непосредственной обороне государства регулируются федеральными конституционными законами и федеральными законами. Кроме того, оборона должна обеспечиваться с ориентацией на международно-правовые нормы и правила. В качестве основы международно-правового регулирования деятельность государства в области обороны применяются положения статьи 51 Устава ООН, которые устанавливают права государств на защиту от агрессии. Такая защита может быть как индивидуальной, так коллективной. При этом агрессия трактуется в документах ООН как применение государством против другого государства вооруженной силы или иное проявление агрессии, не совместимое с основными принципами международного права. Никакие политико-экономические, военные или другие обоснования не могут служить в качестве основания допустимости агрессии.
Государством учреждаются вооруженные силы и обеспечивается их функционирование для отражения агрессии, которая может быть направлена на государство другими участниками мирового сообщества, для вооруженной защиты целостности государства, его неприкосновенности, а также для решения задач, которые предусмотрены федеральным законодательством или международно-правовыми обязательствами России, примером может служить использование вооруженной защиты или вооруженных сил для борьбы с терроризмом.
Иностранные дела как предмет государственного управления в административной сфере
Внешнеполитические международные отношения страны, заключение международных договоров, их прекращение, отказ от их исполнения – эти вопросы включены в предмет ведения Российской Федерации.
Государственная управленческая деятельность в сфере иностранных дел отнесена к компетенции высших органов страны – верхней и нижней палат отечественного парламента (Совета Федерации и Государственной Думы), главы государства и правительства.
Конституционно закреплено обязательное рассмотрение нижней палатой отечественного парламента законов по вопросам о ратификации международных договоров и отказа от исполнения международных договоров.
Государственная управленческая деятельность в сфере внешней политики, в первую очередь, регулируется главой государства, за которым конституционно закреплены следующие полномочия в рассматриваемой сфере:
- общее руководство внешнеполитическими связями страны;
- ведение переговоров от имени страны с участниками международного сообщества, международными организациями;
- подписание международных договоров, подписание ратификационных грамот и др.
Организационную часть управленческой деятельности в сфере внешнеполитических связей обеспечивает Управление главы государства во внешней политике. Так, в частности, управлением решаются следующие задачи в рассматриваемой области государственной управленческой деятельности:
- подготавливаются проекты указов и распоряжений главы государства, определяющие внешнюю политику страны;
- разрабатываются проекты актов международно-правового характера, а также решения относительно заключения или прекращения действия отдельных международных договоров;
- реализуются контрольные мероприятия исполнения распоряжений главы страны в указанной сфере; обеспечивается взаимодействие Министерства иностранных дел страны с другими органами публичной власти для организация подготовительных действий по посещению главой государства иностранных государств, а также по организации приема иностранных государственных должностных лиц и должностных лиц международных организаций в России.
На правительство страны также возложены полномочия в области внешней политики. К таким полномочиям в частности относятся следующие:
- реализация мероприятий внешней политики;
- обеспечение представительства страны за рубежом, а также в международных организациях;
- заключение в пределах предоставленных законом и иными актами полномочий международных договоров от имени России;
- обеспечение выполнения принятых ранее на себя международных обязательств;
- контроль исполнения другими участниками международных соглашений принятых на себя обязательств;
- представление интересов страны на международной арене;
- защита российских граждан на территории других государств;
- управление внешними связями в области культурного и научно-технического сотрудничества с другими субъектами международного сообщества.