Цели государственного управления экономикой
Формирование эффективной системы государственного управления экономикой преследует следующие цели:
- обстановка свободного рынка, в том числе конкурентной среды и равного доступа к осуществлению предпринимательской деятельности и прочего;
- обеспечение экономических роста и развития, в том числе инновационного развития;
- обеспечение не только полной, но и эффективной занятости населения;
- отсутствие инфляции, стабильность цен;
- баланс внешних и внутренних экономических процессов.
Органы государственного управления экономикой
К органам государственного управления экономикой относятся:
Органы общей компетенции:
- высший законодательный орган страны – Федеральное Собрание РФ, к компетенции которого отнесены разработка законов, определяющих пределы вмешательства государства в регулирование экономических отношений, механизм и инструменты государственного регулирования экономики;
- высшие органы исполнительной власти страны. Президент РФ, выступающий главой исполнительной ветви власти, определяет основные направления социально-экономического развития страны, конкретизирует отдельные аспекты государственного управления экономикой в своих указах. Правительство РФ, непосредственно реализующее управленческие функции государства, определяет стратегические направления развития и государственного регулирования экономики, в том числе в области внешних связей;
Исполнительные органы специальной компетенции:
- Министерство экономического развития осуществляет работы по подготовке и разработке программных документов в области государственного управления экономикой, в том числе стратегических планов и прогнозов экономического государственного развития, специальных целевых программ, предусматривающих мероприятия по государственному регулированию и развитию отдельных отраслей отечественной экономики;
- Министерство финансов реализует полномочия по разработке и исполнению бюджета страны во всех его формах, в частности, федерального бюджета, бюджета развития и пр. Специальное структурное подразделение Министерства финансов, именуемое Федеральным казначейством, сосредотачивает и непосредственно распределяет средства бюджетов;
- Банк России решает задачи реализации денежно-кредитной государственной политики, в частности Банк несет ответственность за обеспечение устойчивости рубля по отношению к иным валютам и др.
Регулирование экономики реализуется так же системой органов регионального и местного уровней.
Многоуровневая система государственного регулирования экономическими процессами требует решения следующих задач:
- обеспечение эффективного размежевания расходных и доходных полномочий между государственными и региональными органами власти;
- развитие инфраструктуры на уровне субъектов федерации;
- совершенствование федеральной (межрегиональной) инфраструктуры;
- обеспечение согласования экономической общефедеральной и региональной политики с учетом ресурсного обеспечения и конкурентных преимуществ конкретного субъекта федерации и др.
Уровни государственного управления экономикой
Административно-территориальной устройство Российского государства обусловливает необходимость государственного регулирования экономики на уровне регионов и на федеральном уровне. Указанное актуализирует налаживание эффективного диалога и взаимодействия между федеральными и региональными органами власти.
Федеральное государственное управление экономическими процессами предполагает определение общей стратегии экономического развития страны, установление принципов, процедур, пределов регулирования экономических процессов, а также непосредственное управление имуществом, составляющим федеральную собственность, государственными предприятиями и пр. таким образом, органы федеральной власти оказывают прямое воздействие на региональное и муниципальное регулирование экономических процессов. Региональное государственное управление экономическими процессами – это регулирование, которое призвано учитывать специфику экономических отношений, складывающихся на уровне конкретного региона.
Муниципальное регулирование экономических процессов не может быть включено в состав государственного управления экономикой, поскольку местное самоуправление в России отделено от государства и представляет собой институт самостоятельного решения населением муниципалитета местных вопросов. Однако местное управление экономическими процессами всегда обусловлено государственной экономической политикой, не может существовать автономно от нее.
Сегодня широко используется программный метод государственного регулирования экономических процессов: принимаются программы развития на федеральном уровне, с учетом их положений утверждаются программы на региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, разрабатываются отраслевые, целевые и др. виды программ.
Государственные гарантии в области экономики
Государственное регулирование экономики реализуется при соблюдении конституционных демократических гарантий субъектам предпринимательских и других экономических отношений:
- подлинной организационно-правовой, финансовой и иной охраны экономической деятельности;
- единства экономического пространства на территории России;
- свободного передвижения продукта экономических отношений по территории страны;
- обеспечения конкурентной среды;
- свободы в осуществлении экономической деятельности.
Сегодня государство решает задачу по формированию и внедрению на всех уровнях государственной власти механизмов поддержки субъектов предпринимательских и иных экономических отношений. Такая поддержка призвана, в первую очередь, обеспечить складывание в стране конкурентной среды, классов среднего и малого предпринимательства, развития инновационных технологий и пр. Сегодня отдельные меры поддержки предпринимательства используются государством с разной степенью эффективности, однако обще модели поддержки конкуренции и предпринимательства не выработано.