Понятие форм государственного управления
Формы государственного управления принято рассматривать в качестве практических способов по выражению власти органов государства. Часть экспертов отмечают, что формы государственного управления можно определить с помощью анализа функций определенных структур власти, их должностных лиц, и с помощью специфики задач, которые решаются определенными институтами. Как правило, их реализация осуществляется в соответствии с актуальными юридическими нормами, а также сопровождается определенными правовыми последствиями.
Формы государственного управления – это выраженная вовне деятельность органов государственного управления, а также их должностных лиц, которая осуществляется в пределах предусмотренной для них компетенции с целью решения стоящих перед государством задач.
Особенности форм государственного управления:
- означают внешнее выражение деятельности государственных органов и должностных лиц;
- имеют зависимость от того, каким содержанием обладают органы государственного управления и должностные лица;
- влияют на содержание деятельности государственных органов управления и должностных лиц;
- непосредственно связаны с тем, чтобы реализовывались задачи и функции, которые присущи субъектам управления в пределах их компетенции;
- в подавляющем количестве случаев нуждаются в правовой регламентации;
- выбор, касающийся форм государственного управления, связан со спецификой той цели, которая стоит перед государством, и служит основой для определения более эффективного варианта деятельности;
- за ними следуют определенные правовые последствия.
Виды форм государственного управления
В юридической научной литературе существует немало классификаций форм государственного управления. Их различие прослеживается в определении того или иного основания, которое и отличает их между собой.
Самая известная классификация государственных форм управления в зависимости от юридических последствий их применения подразделяет формы на правовые и неправовые:
- Правовые формы отличаются тем, что для субъектов могут наступить лишь прямые правовые последствия, например, привлечение к административной ответственности влечет за собой возникновение прав и обязанностей у юридических или физических лиц).
- Неправовые формы отличаются от предыдущего вида тем, что влекут за собой последствия неюридического характера.
Следующая классификация подразделяет формы в зависимости от их содержания на правотворческие и правоприменительные:
- Правотворческие формы означают выработку юридических норм, их усовершенствование, изменение и отмену, т.е. основываются на процессе издания нормативно-правовых актов органов управления, которые имеют подзаконный характер.
- Правоприменительные формы связаны непосредственно с применением норм права в конкретных управленческих делах. Важной областью является издание индивидуальных актов в той или иной сфере деятельности.
Правоприменительная форма может реализовываться в двух ипостасях:
- регулятивной, которая заключается в разрешении организационных, оборонных, культурных, социальных, внутренних, внешнеполитических вопросов, а также в реализации законных прав и интересов граждан, органов власти, предприятий, организаций и учреждений в области управления;
- правоохранительной, направленной на то, чтобы защитить урегулированные нормами права управленческие отношения, а также обеспечить им неприкосновенность.
Третья классификация основывается на делении форм управления в зависимости от цели их использования на внутренние и внешние:
- Внутренние формы используются в целях решения вопросов, связанных с делопроизводством, руководством сотрудников, в также структурными подразделениями в системе самого государственного органа.
- Внешние формы призваны обеспечивать выполнение задач и функций, которые возложены на орган управления.
Перечень приведенных оснований для классификации не является исчерпывающим. Научная литература выделяет еще множество классификаций, например, словесные и конклюдентные формы управления и т.д.