Методы и формы организации контроля за деятельностью органов управления – это организационные и методологические основы осуществление контрольных мероприятий в отношении действий органов государственного управления, включая их должностных лиц.
Общая характеристика методов и форм организации контроля за деятельностью органов государственного управления
Органы государственного управления выступают объектом следующих видов контроля:
- во-первых, контроль, осуществление которого выполняется главой российского государства, то есть президентский контроль. Суть данного вида контроля состоит в том, что Конституция России и федеральное законодательство наделяют Президента контрольными полномочиями по отношению к процессу формирования российского Правительства, органов исполнительной власти федерального уровня, Совета безопасности и президентской администрации, а также в отношении назначения и освобождения высшего армейского командования, назначения и отзыва дипломатов в международных организациях и других государствах;
- во-вторых, контроль, который осуществляется органами государственного управления представительного характера, то есть парламентский контроль. Контроль в отношении органов государственного управления данного вида осуществляется палатами российского Парламента – Советом Федерации и Государственной Думой;
- в-третьих, контроль, который осуществляется органами государственного управления исполнительного характера. Данный вид контроля осуществляется российским Правительством, федеральными министерствами, другими органами исполнительной власти федерального уровня, а также органами исполнительной власти регионального уровня;
- в-четвертых, судебный контроль. Этот вид контроля реализуется российским Конституционным судом, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Принципы и формы организации контроля деятельности органов государственного управления
Эффективность государственного управления состоит в целеустремленных действиях, направленных на достижение цели этого управления и обязательное включение в состав механизма управления системой контроля.
Контроль в системе государственного управления представляет собой механизм, обеспечивающий обратную связь, позволяющий отследить эффективность и законность действий органов государственного управления.
Между эффективностью системы контроля и эффективности системы государственного управления существует прямая взаимосвязь. Контроль играет ключевую роль в системе государственного управления.
Контроль деятельности органов государственного управления осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- во-первых, принцип повсеместности, подразумевающий осуществление контроля на всех этапах деятельности органов государственного управления, по отношению к любым действиям органов государственного управления. Законодательство предусматривает необходимость обеспечения контроля деятельности органов государственного управления во всех сферах их функционирования;
- во-вторых, принцип массовости, суть которого состоит в том, что осуществлению контрольных мероприятий в отношении органов государственного управления привлекаются широкие слои населения;
- в-третьих, принцип объективности, требующий беспристрастной оценки результатов, полученных по итогам контрольных мероприятий, в том числе исключения возможности трактовки полученных результатов в чьих-либо интересах, снижения возможности субъективной оценки деятельности органов государственного управления;
- в-четвертых, принцип всесторонности, требующий проверки с охватом всех сторон и граней деятельности органов государственного управления;
- в-пятых, принцип реальности, предусматривающий осуществление действительного, а не мнимого контроля, то есть контроля, основанного на фактах;
- в-шестых, принцип результативности, предполагающий получение конкретных итогов по результатам контроля, выраженных через количественные и качественные показатели.
Контроль деятельности органов государственного управления организуется в следующих формах:
- в межотраслевой или надведомственной форме, подразумевающей осуществление контрольных мероприятий по определенному направлению деятельности в отношении всех органов государственного управления уполномоченным контрольным органом. Примером такого контроля является финансовый контроль деятельности органов государственного управления;
- в отраслевой или внутриведомственной форме, подразумевающей проведение контрольных мероприятий в отношении подчиненных уполномоченному контрольному органу ведомств и органов государственного управления. Внутриведомственный контроль делится на общий и специальный. Основу внутриведомственного контроля составляет иерархия подчиненности органов государственного управления друг друга.
Характеристика методов контроля деятельности органов государственного управления
Контроль деятельности органов государственного управления осуществляется различными методами. К числу методов контроля в деятельности органов государственного управления относятся следующие:
- во-первых, метод анализа документации, характеризующей деятельность органов государственного управления. К числу документов, подлежащих проверке, относят: план работы, отчеты исполнения планов работы, приказы, утверждающие решения должностных лиц органов государственного управления и прочее;
- во-вторых, заслушивание отчетов лиц, замещающих должности в системе органов государственного управления;
- в-третьих, проведение периодической аттестации государственных служащих, направленной на оценку их соответствия занимаемым должностям;
- в-четвертых, непосредственное изучение деятельности органов государственного управления на месте, за счет проведения бесед с государственными служащими должностными лицами органов государственного управления.