Государственная служба – это разновидность профессиональной деятельности, осуществляемая лицами, занятыми в системе государственного управления для обеспечения реализации целей государственного управления.
Особенности административной реформы в России
Административная реформа направлена на оптимизацию государственной службы. Успешность административной реформы находится в зависимости от ее принятия и поддержки населением и представителями бизнеса, степени заинтересованности граждан в достигнутых результатах реформы и информированности общества о ходе реализации реформы. Также успешность административной реформы обеспечивается заинтересованностью ею со стороны государственных служащих, ответственных за обеспечение реализации реформы.
В том случае, если участники административные реформы не подготовлены к ее проведению, процесс преобразований будет замедлен и потребуется организация более эффективной системы координации мер, направленных на проведение административной реформы, как на уровне федеральные власти, так и на уровне региональной власти.
Деятельность организаторов административной реформы направлена на достижение следующей цели: сформировать необходимое обеспечение административной реформы в организационном, информационным, кадровом и ресурсном плане, усовершенствовать механизмы распространения эффективного и успешного государственного управления.
Реализация административной реформы поддерживается следующими мероприятиями:
- во-первых, формирование типовых программ проведения административной реформы в регионах страны;
- во-вторых, разработка методических рекомендаций, регулирующих порядок проведения административной реформы в муниципальных образованиях;
- в-третьих, разработка обучающих программ в отношении внедрения новых процедур государственного управления для повышения квалификации муниципальных и государственных служащих;
- в-четвертых, осуществление мониторинга эффективности мер административной реформы на уровне государства и его регионов;
- в-пятых, обеспечение совершенствования механизма распространения успешного опыта управления государством;
- в-шестых, организация взаимодействия власти и общества в вопросах осуществления административной реформы;
- в-седьмых, создание эффективного механизма, обеспечивающего управление мерами проведения административной реформы.
Влияние административной реформы на государственную службу
Проведение административной реформы требует формирования нового класса государственных служащих. Обучение государственных служащих, формирование учебно-методических пособий, разработка учебного процесса обеспечивается созданием типовых программ подготовки государственных служащих. Цель образовательных программ для государственных служащих состоит в обеспечении единой и широкомасштабный системы передачи умений, знаний и навыков, которые требуются для достижения цели административной реформы. Обучение государственных служащих обеспечивает подготовку экспертов, организаторов и иных лиц, ответственных за проведение административной реформы.
Переподготовка государственных служащих ориентирована в первую очередь на руководителей и специалистов федеральных органов власти, исполнительного характера и региональных органов власти исполнительного характера, органов муниципального управления, ответственных за организацию и реализацию административной реформы, а также привлекаемых для реализации мер административной реформы экспертов и представителей общественности.
Государственные служащие, в отношении которых осуществляется процесс переподготовки, становятся объектом мониторинга, призванного оценить ход административной реформы и ее восприятие государственными служащими.
Решение задач мониторинга переподготовки государственных служащих ориентировано на выполнение следующих действий:
- во-первых, обеспечить информационную экспертно-методологическую поддержку реализации административной реформы за счет проведения публичного обсуждения целей реформы и достигнутых результатов;
- во-вторых, осуществить сбор и анализ сведений, полученных в ходе осуществления статистических наблюдений сферы государственного управления, представляющих характеристику процесса административной реформы, достижения показателей результативности как в целом по реформе, так и по отдельным ее направлениям или субъектам государства;
- в-третьих, разработать и внедрить объединенную базу данных, содержащую сведения о проведении мероприятий административной реформы;
- в-четвертых, разработать методику оценки эффективности проведения административной реформы на уровне субъектов Федерации и отдельных органов власти исполнительного характера.
Государственная служба в условиях административной реформы ставит перед государственными служащими новые задачи, повышает требования к профессиональной подготовке, способности воспринимать изменения, соответствовать им. Государственные служащие должны понимать направления и цели административной реформы, предпринимать все необходимые усилия для реализации реформы.
Государственным служащим приходится перестраивать свое осознание профессионального долга. Так, в советское время государственный служащий обладал неограниченной властью над гражданином, обращавшимся за государственной или муниципальной услугой. Население ставилось в зависимое положение по отношению к органам государственного управления. Административная реформа поставила государственных служащих в другое положение. На сегодняшний день государственные служащие оказывает населению услуги, и от того насколько профессионально они это делают зависит эффективность государственной службы в целом.
Государственным служащим приходится отказываться от своего привилегированного положения, ориентироваться на новую концепцию подхода к государственной службе.