Административная реформа – это целенаправленная управленческая деятельность по преобразованию системы государственного управления в соответствии со стратегическими и программными документами с целью обеспечения и повышения эффективности функционирования государственной службы.
Совершенствование государственной службы в рамках административной реформы
В современной теории управления значительная роль отводится персоналу организации, указанное в полной мере распространяется и на систему государственного управления. Эффективность государственного управления сегодня во многом связана с эффективностью организации государственной службы, эффективностью отбора кандидатов для замещения должностей в государственном механизме, а также от эффективного профессионального развития служащих и понимания ими собственных перспектив служебной деятельности.
Административная реформа, которая опосредует преобразование системы государственного управления страны в последние десятилетия, в качестве приоритетных направлений преобразований предполагает:
- оптимизацию эффективности государственной службы, в том числе сокращение численности служащих государственного аппарата;
- совершенствование структуры государственного механизма, оптимизацию его функциональной деятельности;
- формирование и развитие эффективной системы предоставления государственных услуг;
- цифровизацию сферы государственного управления, в том числе сферы государственных услуг;
- снижение финансовых затрат на содержание государственного механизма при повышении эффективности его функционирования;
- налаживание каналов активного взаимодействия с населением и др.
Таким образом, сегодня речь идет о преобразовании государственного механизма, в том числе государственной службы, на новых началах в соответствии с социальными запросами общества, в частности в информационной сфере, и приоритетными направлениями социально-экономического развития территории.
Кроме того, о важности оптимизации государственной службы свидетельствует то обстоятельство, что наделение государственных служащих организационными, распорядительными, административными и иными полномочиями, которые они используют по своему усмотрению в рамках, очерченных законом, в свою очередь, требует при отборе кандидатов на должности государственной службы учитывать особые требования к нравственным качествам личности служащего.
Дальнейшие направления развития государственной службы в рамках административной реформы
Дальнейшие направления развития государственной службы в рамках административной реформы определяются теми проблемными аспектами, которые на сегодняшний момент имеют место в государственном механизме, в частности в системе государственной службы. К числу таких проблемных аспектов в сфере государственной службы относятся:
- относительная нестабильность структуры государственного управления;
- высокая степень коррупции в системе государственного управления;
- существенная разница в размерах оплаты труда лиц, замещающих должности в системе государственной службы и в коммерческой сфере;
- недостаточный уровень профессиональной подготовки лиц, замещающих должности государственной службы;
- недостаточная степень материально-технического оснащения органов и организаций системы государственного управления;
- высокая текучесть кадров;
- неспособность конкурировать за менеджеров высокого уровня с частной сферой.
Для преодоления названных проблемных аспектов органам публичного управления совместно с институтами гражданского общества и населением необходимо предпринять усилия по совершенствованию и дальнейшему развитию системы государственной службы, в том числе такие:
- Разработка и реализация антикоррупционных мероприятий. Названное направление предполагает привлечение независимых экспертов для отбора кандидатов на должности государственной службы, а также для проведения аттестационных мероприятий в отношении лиц, замещающих должности муниципальной службы. Кроме того, необходима организация проверочных механизмов соблюдения требований к служебному поведению служащими. Важнейшим направлением антикоррупционных мероприятий в системе государственной службы должно рассматриваться предоставление информации служащими и членами их семей относительно имеющегося имущества, а также доходов;
- Проблема недостаточной профессиональной компетентности лиц, занимающих должности государственной службы, а также несоответствия служащих морально нравственным ориентирам служебной деятельности может быть решена посредством мероприятий по сокращению численности государственного аппарата, совершенствованию процедуры отбора на должности службы путем формирования независимых комиссий, в состав которых будут включены независимые эксперты;
- Отсутствие возможности у государственной системы конкурировать с бизнесом по размеру оплаты труда специалистов можно преодолеть посредством сокращения избыточного государственного аппарата и оптимизации функциональной структуры государственного механизма и др.
Кроме того, реформирование государственной службы требует формирования в структуре органов публичного управления специальных кадровых отделов, которые бы позволили обеспечить эффективное управление карьерой служащего. Так, кандидат, претендующий на должность государственной службы и получивший ее должен понимать основные направления карьерного развития внутри организации или органа публичного управления. Указанное позволят ориентировать служащего на самостоятельное профессиональное развитие, что, в свою очередь, обеспечит повышение эффективности функционирования организации или органа публичного управления.
Таким образом, совершенствование государственной службы – это сложное направление внутренней политики страны, которое требует перманентного анализа процессов публичного управления для оптимизации государственной службы и ее развития.