Государственная служба в ОВД – это вид федеральный государственной службы, являющийся профессиональной служебной деятельностью российский граждан на должностях в ОВД, а также должностях, не являющиеся должностями ОВД на условиях и в случаях, которые предусмотрены федеральным законодательством.
Принципиальные основы несения государственной службы в ОВД
В основе несения государственной службы в ОВД находятся ключевые принципы построения и функционирования государственной службы Российской Федерации, установленные соответствующими законами. К числу принципов государственной службы ОВД можно отнести:
- во-первых, принцип единоначалия и субординации, то есть подчиненности, на службе в ОВД;
- во-вторых, принцип обязательного профессионального отбора при равенстве доступа граждан к несению службы в ОВД и формирования возможностей, обеспечивающих продвижение государственных служащих по службе вне зависимости от таких критериев как пол, национальность, раса, происхождение, должностное или имущественное положение, место жительства, религиозные убеждения, иные убеждения, принадлежность к общественным организациям, иные обстоятельства, которые не связаны с деловыми и профессиональными качествами сотрудника ОВД;
- в-третьих, принцип взаимосвязи обязанностей, ограничений, ответственности и запретов на государственной службе в ОВД, а также социальных гарантий сотрудников ОВД.
Воплощение принципов государственной службы в ОВД в жизнь обеспечивается соблюдением следующих положений:
- во-первых, в основе действий и решений сотрудника ОВД находится российское законодательство, кому-либо запрещено вмешательство в законную деятельность сотрудника ОВД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на это федеральным законодательством;
- во-вторых, сотрудник ОВД при исполнении служебных обязанностей находится в подчинении только прямого руководителя или начальника. В качестве прямого руководителя или начальника сотрудника ОВД выступают руководители или начальники, у которых он находится в подчинении по службе, включая временное подчинение. Непосредственным руководителем сотрудника ОВД является ближайший к нему прямой руководитель или начальник. Сотрудники, которые не подчинены друг другу по службе, могут являться младшими или старшими по подчиненности. Определение старшинства сотрудников осуществляется в соответствии с замещаемой должностью, при замещении равнозначных должностей в соответствии со специальным званием;
- в-третьих, приказы и распоряжения руководителя или начальника носят обязательный характер для сотрудников ОВД в том случае, если они отданы в установленном порядке и не противоречат федеральному закону;
- в-четвертых, федеральный закон допускает ограничение свобод гражданина и человека в отношении сотрудника ОВД в той мере, какая требуется для выполнения задач, обусловленных защитой российской Конституции, здоровья, нравственности, законных интересов и прав других лиц, а также обеспечения государственной безопасности;
- в-пятых, сотрудник ОВД не имеет права отказываться от выполнения служебных обязанностей, если они предусмотрены контрактом ими должностным регламентом и для выполнения этих обязанностей обеспечены все необходимые меры безопасности;
- в-шестых, сотрудники ОВД не могут состоять в политических партиях, оказывать им материальную поддержку и принимать участие в их деятельности. Сотрудник не должен быть ограничен решениями политической партии, других общественных объединений и организаций религиозного характера при осуществлении служебной деятельности.
Должности в системе государственной службы в ОВД
Учреждение должностей в системе государственной службы в ОВД осуществляется с целью организации, непосредственного исполнения, обеспечения исполнения полномочий федерального органа власти исполнительного характера в сфере внутренних дел, его территориальных органов и подразделений, а также полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ.
Утверждение типовых должностей в системе государственной службы в ОВД и соответствующих им званий осуществляется российским Президентом.
Руководитель федерального органа власти исполнительного характера в сфере ОВД имеет право в соответствии с перечнем типовых должностей утверждать нетиповые должности, имеющие иные наименования.
Вся совокупность должностей ОВД делится на следующие группы должностей:
- во-первых, высшего начальствующего состава;
- во-вторых, старшего начальствующего состава;
- в-третьих, среднего начальствующего состава;
- в-четвертых, младшего начальствующего состава;
- в-пятых, рядового состава.
К должностям в ОВД применяется ряд квалификационных требований, которые устанавливаются сообразно составу должностей в ОВД. Вся совокупность этих требований включает требования к образованию, стажу службы или опыту работы, профессиональным навыкам и знаниям, состоянию здоровья и так далее.
Например, в части образования квалификационные требования по должностям в ОВД подразумевают наличие среднего общего образования для должностей рядового и младшего начальствующего состава, среднего профессионального образования для должностей среднего начальствующего состава, высшего образования для должностей старшего и высшего начальствующего состава.
В части стажа по должностям в ОВД квалификационные требования устанавливаются российским Президентом по должностям высшего начальствующего состава, руководителями органов исполнительной власти федерального уровня – по должностям старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава.
Квалификационные требования в отношении здоровья сотрудников ОВД устанавливаются руководство федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Оценка состоянию здоровья дается по результатам военно-врачебной экспертизы, которая может определять статус состояние здоровья граждан в разрезе следующих категорий: годен к службе в ОВД, годен к службе ОВД с незначительными ограничениями, ограниченно годен к службе ОВД, временно не годен к службе ОВД, не годен к службе ОВД.