
Условия и причины массовых беспорядков
Массовые беспорядки — это преступные формы проявления недовольства действиями органов государственной власти и управления; совершение противоправных действий большими группами людей (часто образующими толпу).
Массовые беспорядки сопровождаются:
- поджогами, погромами, разрушениями, насильственными и агрессивными действиями, направленными против людей;
- принудительной остановкой предприятий, учреждений, транспорта;
- оказанием сопротивления власти, лицам, уполномоченным устанавливать порядок;
- освобождением арестованных, задержанных и др.
Причины возникновения массовых беспорядков:
- слабая осведомленность ОВД о назревающих конфликтах;
- недооценка профилактической и разъяснительной работы (включая СМИ);
- недостаточное влияние националистических и антиобщественных настроений некоторых групп граждан, способных стать организаторами нарушений общественного порядка;
- недостаточное взаимодействие между ОВД и местными органами власти;
- необоснованные задержания граждан;
- низкая исполнительная и трудовая дисциплина сотрудников ОВД;
- несвоевременное реагирование на групповые правонарушения в начальной стадии их реагирования.
Значительное место в развитии беспорядков принадлежит механизму формирования толпы и поведению ее участников. Толпа — это случайно образованное множество людей, между которыми нет никакой внутренней связи, лишенных общности цели, связанных общим объектом и эмоциональным состоянием.
Принципы предупреждения массовых беспорядков
Основная задача ОВД — не допустить массовых беспорядков на подконтрольной территории. Для этого ОВД проводят активную и постоянную предупредительную и профилактическую работу среди граждан. Качество работы напрямую зависит от полноты имеющейся информации о политической, социальной, экономической, демографической и криминогенной обстановке.
Основные направления профилактической работы ОВД:
- регулярный анализ оперативной обстановки на подконтрольной территории, определение методов и форм воздействия для ее стабилизации, прогнозирование развития событий (штабные подразделения);
- выявление групп граждан, общественных организаций, объединений, политических партий, ведущих антиобщественную, националистическую пропаганду, разжигающих межрелигиозную и межнациональную вражду, призывающих к противоправным действиям (участковые инспектора, сотрудники оперативных служб);
- оперативное информирование о деятельности ОВД по борьбе с должностными и экономическими преступлениями, по обеспечению безопасности, охране порядка, борьбе с организованной преступностью (штабные подразделения, сотрудники оперативных служб).
Начальник ОВД для получения информации о проведении разных массовых мероприятий должен поддерживать тесное взаимодействие с руководителями органов законодательной и исполнительной власти.
При организации контроля за ходом массового мероприятия руководитель ОВД должен:
- уточнить место и время проведения мероприятия, кем оно организовано, направленность, что неблагоприятного и негативного может произойти во время мероприятия;
- на период проведения мероприятия организовать взаимодействие с органами государственной власти, ФСБ и прокуратурой;
- обозначить задачи и определить численность сотрудников, непосредственно обеспечивающих порядок во время и на месте проведения мероприятия;
- обеспечить безопасность движения;
- уточнить систему оповещения состава и взаимодействующих органов;
- уточнить численность вневедомственной охраны, количество нарядов ППС, усилить их при необходимости, взять под охрану иные объекты;
- определить место расположения, численность, состав, экипировку резерва ОВД;
- информировать о работе оперативного начальника.
При определении численности и состава резерва учитываются присутствие психологов, сотрудников штабного подразделения, криминалистов. При необходимости резерв может быть рассредоточен.
Весь личный состав органов внутренних дел в день проведения массового мероприятия продолжает повседневную деятельность, но при осложнении оперативной обстановки переводятся в готовность № 2. В этом случае взаимодействующие силы оповещаются, при необходимости выводятся в исходные районы, районы сбора.
Действия органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков
При появлении каких-либо предпосылок возникновения массовых беспорядков руководитель ОВД приводит силы и средства в готовность № 2, отдает распоряжения заместителям по вопросам организации первоочередных мероприятий, докладывает обстановку старшему оперативному начальнику.
К первоочередным мероприятиям относятся: развертывание оперативного штаба; организация системы связи и взаимодействия; уточнение плана действия; организация действий групп разведки, ведения переговоров, документирования, оперативной работы. В зависимости от сложившейся ситуации могут быть задействованы группы патрулирования, организации дорожного движения, охраны объектов.
Действия сотрудников ОВД при возникновении массовых беспорядков:
- группа ведения переговоров — пытается методом убеждения склонить правонарушителей отказаться от преступных и противоправных действий;
- группа документирования — осуществляет звуко- и видеозапись событий, происходящих на месте беспорядков;
- группа разведки (наземная и воздушная) — обеспечивает сбор данных о количестве граждан, принимающих участие в беспорядках, направления их передвижения, положение дел в прилегающих к месту события районах;
- группа организации дорожного движения — перекрывает доступ транспорта к месту беспорядков, выставляет усиленные посты регулирования движения;
- группа патрулирования — обеспечивает поддержание общественной безопасности и общественного порядка, перекрывает доступ к месту беспорядков;
- группа оцепления — обеспечивает изоляцию места беспорядков от притока граждан, предупреждает распространение беспорядков в другие районы.
