Понятие и сущность муниципальной экономики
Под муниципальной экономикой понимается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе использования ресурсов муниципального образования с целью удовлетворения потребностей населения муниципального образования.
Муниципальное управление экономикой представляет собой одно из важнейших направлений муниципального управления в целом.
Содержание муниципальной экономики состоит в использовании ресурсов муниципального образования для оказания его населению муниципальных услуг.
В состав ресурсов муниципального образования при этом включаются трудовые, природные, финансовые и иные ресурсы, которые находятся на территории или в собственности муниципального образования.
Модели организации муниципального экономического хозяйства
Муниципальное образование испытывает определенные потребности в муниципальном имуществе, наличие которого прямо зависит от его финансового обеспечения.
Муниципальная собственность включает два вида объектов:
- во-первых, бюджетопоглощающие, то есть те, которые не приносят доходы в бюджет, или те, которые расходуют больше средств, чем приносят. К примеру, практически все муниципальные объекты социального назначения (детский сад, финансируемый из бюджета, расходы которого лишь в малой части покрываются взносами родителей);
- во-вторых, бюджетонаполняющие, то есть те, которые приносят доходы в бюджет. К примеру, сдаваемое в аренду нежилое муниципальное помещение.
При определенных обстоятельствах один вид муниципального учреждения может становиться другим.
Муниципалитет – некоммерческая организация, целью которой не является извлечение прибыли. Однако каждое муниципальное образование стремится к формированию сбалансированного бюджета. Как результат, важнейшей задачей экономического муниципального управления является оптимизация соотношения финансовых ресурсов и бюджетных услуг.
В зависимости от этого различают три модели организации муниципального экономического хозяйства:
- Модель коммунального типа, в которой население финансирует собственными силами индивидуальное потребление муниципальных услуг и уплатой налогов потребление общественных услуг. В задачи муниципальных властей входит аккумулирование финансов, необходимых для финансирования общественных нужд, с целью их последующей оплаты. В этом случае участие муниципалитета в хозяйственной деятельности практически сведено к нулю, муниципальная собственность с целью получения доходов не формируется, муниципальная собственность общественного значения формируется в минимальном объеме. В связи с высокой развитостью и конкуренции на рынке муниципальных услуг, муниципальные власти нацелены на выявление наиболее отвечающих потребностям муниципального образования поставщиков. Такой тип модели муниципального экономического хозяйства характерен для экономически развитых стран;
- Модель коммунально-рентная, при которой муниципальные власти финансируют общественные потребности муниципального образования и используют его экономические ресурсы. При этой модели потребности в финансах муниципального образования выше, что обусловлено более низким экономическим развитием государства. Недостающие финансовые ресурсы компенсируются не только налогами, но и рентными доходами от муниципальной собственности;
- Модель муниципально-рентная, при которой большая часть муниципальных услуг финансируется муниципальными властями. Это увеличивает их потребность в финансовых ресурсах во много раз по сравнению с предыдущими моделями. При данной модели муниципалитет ориентирован на получение всех видов возможных доходов (рента, прибыль, налоги и прочее).
Характеристика содержания муниципальной экономической политики
В состав основных направлений экономического муниципального управления можно включить:
- осуществление управлениям муниципальной собственностью;
- формирование и осуществление финансовой политики муниципального образования;
- формирование и осуществление промышленной политики муниципального образования (координация взаимодействия муниципальных властей с немуниципальными хозяйствующими субъектами);
- формирование и осуществление налоговой политики;
- формирование и осуществление тарифной политики;
- формирование и осуществление ценовой политики;
- формирование и осуществление инвестиционной политики;
- координация связей муниципального образования с другими муниципальными образованиями, регионами, зарубежными хозяйствующими субъектами.
Осуществление экономического муниципального управления требует применения определенных методов, которые принято делить на две группы:
- во-первых, административные – прямое управление, применяемое к хозяйствующим субъектам, находящимся в муниципальной собственности; лицензирование определенных видов деятельности, осуществление квотирования (к примеру, добычи полезных ископаемых);
- во-вторых, экономические – формирование договорных отношений с хозяйствующими субъектами, не находящимися в муниципальной собственности; формирование муниципального заказа; установление налоговых льгот; установление тарифов и цен; определение величины арендной платы по муниципальным землям и так далее.
Экономическое муниципальное управление находится под влиянием различных факторов, к числу которых относятся:
- особенности географического положения муниципального образования;
- отраслевая структура поселенческообразующей сферы;
- тип муниципального образования;
- социально-демографические характеристики населения;
- квалификация трудоспособного населения и прочее.
При формировании экономической политики муниципального образования необходимо принимать во внимание все указанные факторы.