Законодательство о некоммерческих организациях – это федеральное законодательство, регламентирующее вопросы учреждения, функционирования, финансирования и прекращения деятельности некоммерческих организаций на территории Российской Федерации.
Значение деятельности некоммерческих организаций
В международной и отечественной практике наблюдается тенденция роста значимости некоммерческих организаций для общественного развития. Сферы функционирования некоммерческих организаций и содержание их деятельности существенно расширяются и, соответственно, увеличивается их влияние не только на социальную, но и на экономическую сферу. Это, в свою очередь, предопределяет ужесточение требований к функционированию таких субъектов гражданских правоотношений.
Правовая природа некоммерческих организаций характеризуется следующими специфическими чертами:
- некоммерческие организации – это инструмент институционализации самоуправления населения, то есть инструмент формирования институтов гражданского общества, которые функционируют независимо от государства;
- некоммерческие организации осуществляют социальные и иные значимые функции, присущие государству.
Таким образом, некоммерческие организации выступают инструментом реализации функций публичного управления через частные организации. При этом необходимо отметить, что некоммерческие организации реализуют значительный объем социальных запросов, тем самым активно влияют на экономические отношения.
Общая характеристика изменений законодательства о некоммерческих организациях
Прежде всего, необходимо отметить, что гражданское и административное законодательство, обеспечивающее правомерное функционирование субъектов гражданских правоотношений, постоянно совершенствуется. Это касается как регулирования отдельных сфер гражданских правоотношений, так и определения статуса субъектов гражданских правоотношений.
Так, в частности изменения законодательства, определяющего процесс создания и функционирования некоммерческих организаций в стране, заключаются в следующем:
- отечественным законодательством устанавливается жесткая классификация некоммерческих организаций и закрытый перечень их форм;
- предусматриваются ограничения относительно участия в некоммерческих организациях иностранных физических лиц и иностранных организаций;
- предусматривается новая процедура государственной регистрации некоммерческих организаций и вводятся дополнительные основания для отказа в регистрации некоммерческой организации;
- утверждаются новые формы и процедуры контрольных мероприятий со стороны органов публичного управления в отношении некоммерческих организаций;
- утверждаются изменения в составе оснований и в процедуре ликвидации некоммерческих организаций и др.
При этом необходимо отметить, что из сферы действия специального федерального законодательства о некоммерческих организациях исключены учреждения, которые созданы Федерацией, регионом или муниципалитетам. При этом на иные некоммерческие организации, созданные с участием названных публично-правовых образований, действие закона распространяется.
Можно подчеркнуть, что проблема правового регулирования статуса и функционирования некоммерческих организаций во многом определяется сложностью их природы. Так, отечественным законодательством, прежде всего, некоммерческие организации должны рассматриваться в качестве активных участников гражданских правоотношений, которые должны функционировать по общим гражданско-правовым правилам. При этом специфические характеристики некоммерческих организаций также должны учитываться законодателем, поскольку они выступают гарантированной формой осуществления права на объединения в демократическом государстве.
Характеристика экономических последствий законодательства о некоммерческих организациях
Реформирование законодательства о некоммерческих организациях объективно повлекли экономические последствия, касающиеся как процессов учреждения таких организаций, так и их функционирования и взаимодействия с регистрационными органами. Таким образом, экономические последствия законодательства о некоммерческих организациях можно объединить в следующие группы:
- экономические последствия в части учреждения некоммерческих организаций и необходимости внесения соответствующих изменений в учредительные документы уже функционирующих коммерческих организациях;
- экономические последствия в части функционирования некоммерческих организаций и подготовки бухгалтерских отчетов об их деятельности;
- в части взаимодействия некоммерческих организаций с регистрационными органами.
Вновь учреждаемые и уже функционирующие некоммерческие организации в связи с изменением законодательства, таким образом, вынуждены будут понести расходы прямого и косвенного характера для обеспечения правомерности собственного создания и функционирования, в том числе:
- прямые расходы, то есть расходы, которые учредители и уже функционирующие некоммерческие организации будут вынуждены понести в связи с необходимостью выполнения новых законодательных требований;
- косвенные расходы – это расходы, выражающиеся в недополученной некоммерческими организациями прибыли, которая бы могла поступить, если бы некоммерческие организации могли использовать те средства, которые были направлены ими на покрытие прямых расходов на исполнение требований нового законодательства на другие цели – для развития некоммерческой организации и, соответственно, обеспечение социальных потребностей. Очевидно, что оценить в полном объеме косвенные расходы не представляется возможным.
Кроме того, прямые расходы включают расходы государственного бюджета по обеспечению нового правового регулирования учреждения и функционирования некоммерческих организаций.
Важно отметить, что усложнение процедуры учреждения и функционирования некоммерческих организаций и экономические последствия такого усложнения могут стимулировать развитие коррупции, поэтому крайне важно обеспечивать законность деятельности субъектов публичного управления при регистрации некоммерческих организаций и контроле их деятельности.