Антимонопольное регулирование – это деятельность государства, направленная на противодействие монополизации экономики и формирование конкурентной среды с целью обеспечения максимальной реализации принципов рыночной экономики.
Необходимость формирования конкурентной среды
Одним из столпов существования свободной рыночной экономики является конкуренция, которая выступает средством противодействия монополизации рынка отдельными экономическими субъектами, желающими диктовать этому рынку свои законы.
В современной рыночной экономике государству отводится роль ограничителя монополий с целью оказания влияния на их поведение на рынке.
Конкуренция обладает следующими преимуществами:
- во-первых, обеспечивает эффективное использование ресурсов, применяемых для производства требующихся обществу товаров и услуг;
- во-вторых, обеспечивает формирование гибкой реакции и быстрой адаптации хозяйствующих субъектов к динамичным условиям производства;
- в-третьих, формирует условия оптимального использования достижений научно-технического характера для создания новых технологий, товаров, техники, совершенствования методов управления и организации производства;
- в-четвертых, предоставляет потребителям и производителям свободу действий и выбора;
- в-пятых, ориентирует производителей на повышение качества услуг и товаров с целью максимального удовлетворения потребностей потребителей.
Основная задача конкурентной среды состоит в противодействии монополизации экономики, которая способна оказывать негативное влияние на развитие государства.
Отрицательное воздействие монополии на рыночную экономику проявляется в:
- завышенной стоимости товаров и услуг. В условиях отсутствия конкуренции монополист обладает возможностью диктовать рынку цены товаров и услуг независимо от каких-либо объективных факторов, к примеру, уровня затрат на их производство. Монопольный товар при условии его необходимости пользуется спросом при любой цене. Это обеспечивает монополисту извлечение сверхприбыли, но ведет к дополнительным расходам для потребителей;
- снижении качества товаров и услуг. Обладая уникальным продуктом, монополист не стремится улучшать его качество, а зачастую даже и сохранять. В условиях отсутствия конкуренции некому предложить замену данного товара, что позволяет монополисту не работать над его совершенствованием;
- уменьшении количества производимых товаров. Стремление к продаже товара по максимальной цене выражается в уменьшении объемов производства, направленного на стимулирование сбыта за счет дефицитности товара. В этих условиях монополист обладает неограниченными возможностями манипуляции с ценой товара или услуги;
- отсутствии желания развиваться. Монополист, которого не подстегивают конкуренты, не стремится к совершенствованию технологии, продукта, управления и так далее.
Методы антимонопольного регулирования экономики
Государство обладает достаточно широким спектром методов антимонопольного регулирования экономики. Всю совокупность этих методов можно условно разделить на три группы, к числу которых относятся:
- Методы административного регулирования, призванные формировать конкурентную среду за счет создания антимонопольного законодательства, противодействующего формированию и укреплению монополий. Данный вид методов реализуется через систему антимонопольного законодательства и органов государственного управления законодательного, исполнительного и судебного характера. Антимонопольное законодательство противодействует недобросовестной конкуренции, монополизации рынка за счет издания нормативно-правовых актов и контроля их соблюдения со стороны органов государственного управления. Антимонопольное законодательство отражает национальные особенности государства, однако имеет общие черты во всех странах. В частности, она устанавливает государственный контроль в отношении слияния различных компаний, устанавливает запрет на разговоры и соглашения между предпринимателями, препятствует недобросовестной конкуренции. В настоящее время практически во всех странах действует антимонопольное законодательство. Поддержка конкуренции осуществляется посредством заключения межправительственных соглашений, документов Организации Объединенных Наций и других экономических международных организаций;
- Государственное регулирование доступа на рынок и контроль рыночной концентрации. Монополия на рынке устанавливает препятствия для проникновения в отрасль новых экономических субъектов. Стремление к монополизации рынка объясняется рядом факторов, к числу которых можно отнести экономию на издержках при расширении масштабов производства, наличие патентов на технологии, контроль сырьевых рынков за счет вертикальной интеграции предприятий, необходимость крупных вложений для получения доступа на рынок, устойчивость потребительского выбора. Власти большинства стран ведут регулярный мониторинг рынков, имеющих трудности с доступом на них, посредством расчета и публикации индексов рыночной концентрации. Некоторые страны применяют пороговые значения долей рынка, устанавливающие доминирующее положение на нем. В разных странах эти показатели существенно разнятся. К примеру, Германия признает доминирующим положением субъекта рынка при контроле им 1/3 рынка, в Японии речь идет о 50% рынка, во Франции и Великобритании – о 25%, в России более 35%;
- Нормативно-ориентирующие методы воздействия на рыночную экономику. К числу таких методов относят налоги, процентные ставки, государственные субсидии, государственные закупки. Посредством этих рычагов государство влияет на интенсивность конкуренции в различных отраслях и сегментах рынка;
- Антимонопольный контроль. Формирование конкуренции обеспечивается осуществлением государственного контроля за долей рынка отдельных хозяйствующих субъектов за счет формирования специального реестра, включающего в себя организации, доля на рынке которых приближается к 35%. Включение данных организаций в соответствующий реестр обеспечивает им пристальный государственный контроль за деятельностью в разрезе различных показателей, к числу которых относятся объем производства, качество продукции, цены на товары и так далее.