Нарушение законодательства о закупках – это нарушение должностными лицами государственного и муниципального управления специальных требований относительно осуществления закупочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе коррупционные правонарушения, нецелевое расходование средств, вымогательство, фальсификация документов.
Общая характеристика законодательства о закупках
Вопросы закупочной деятельности регулируются специальным законодательством о закупке продукта отдельными видами организаций и о контрактной системе в области закупок продукта для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Названными законодательными актами регламентируется процедура осуществления закупочной деятельности, которая, в частности, включает в себя:
- установление принципов закупок;
- регламентацию правил формирования уполномоченным субъектом положения о закупке;
- сроки реализации конкретных этапов закупочной деятельности;
- требования к фиксации оснований для отклонения заявки;
- требования к отчетности о закупочной деятельности и др.
Жесткая регламентация закупочной деятельности связана с тем, что при ее реализации осуществляется расходование бюджетных средств, а также непосредственное вмешательство в экономические отношения частных субъектов, что, в свою очередь, требует обеспечения добросовестной конкуренции в рассматриваемой сфере.
Законодательством предусматривается процедура обжалования действий уполномоченных субъектов при организации и реализации закупочной деятельности, в том числе обжалование таких действий в суде. При этом анализ жалоб на нарушения законодательство о закупках позволяет выявить наиболее проблемные аспекты закупочной деятельности для целей ее дальнейшего совершенствования.
Общая характеристика наиболее распространенных нарушений законодательства о закупках
Анализ жалоб на нарушения законодательства о закупках позволяет выделить следующие наиболее распространенные типы правонарушений, которые в своей деятельности допускают уполномоченные на организацию закупки субъекты публичного управления:
- Правонарушения, которые являются следствием несоблюдения требований в отношении описания объекта закупки. Так, соответствуют требованиям специального законодательства в рассматриваемой сфере документы – документы относительно предстоящей закупки должны содержать информацию о показателях, по которым можно определить соответствие объекта закупки требованиям, установленным заказчиком. Здесь должны указываться минимальные и максимальные параметры, а также параметры, которые не подлежат изменению;
- Правонарушения, которые выступают следствием того, что уполномоченные субъекты публичного управления не устанавливают требования в отношении объекта и участников закупки, осуществляющих поставку для государственных и муниципальных нужд. Названное правонарушение во многом связано с неэффективностью реализации уполномоченными субъектами мониторинга рынка закупаемого продукта, неспособностью надлежащим образом описать технические характеристики продукта, требования к его качеству. Так, например, одним из самых распространенных правонарушений являются нарушения, допускаемые при формировании технического задания: задания часто формулируются таким образом, что отсутствует объективная возможность подачи заявки.
Анализ жалоб на нарушения законодательства о закупках на этапе отбора поставщика
Отдельного внимания заслуживает жалобы на нарушения законодательства о закупках, которые допускаются на этапе отбора поставщика. Наиболее распространенными нарушениями на этапе отбора поставщика являются:
- необоснованное предоставление субъектам хозяйствования доступа к участию в конкурсе для определения поставщика;
- необоснованное недопущение к участию в конкурсе субъектов хозяйствования;
- нарушение срока опубликования сведений относительно предстоящей закупки или нарушение срока направления таких сведений оператору электронной площадки. Здесь необходимо отметить, что нередко такие правонарушения вызваны техническими проблемами, например, не продлением действия электронной цифровой подписи заказчика, техническими сбоями в работе заказчика, тем не менее, бездействие по обеспечению должных технических условий для размещения информации относительно закупки также следует рассматривать как правонарушение;
- непредставление в протоколе комиссии сведений относительно оснований отклонения заявки ввиду несоответствия конкретным требованиям закупки. Эти правонарушения нередко допускаются уполномоченными субъектами из-за невнимательного отношения к правилам законодательства в отношении закупочной деятельности.
Анализ жалоб на нарушения законодательства о закупках в части совершения коррупционных правонарушений и вымогательства
Немалая часть правонарушений в сфере законодательства о закупках обусловлена отсутствием должного внимательного отношения государственных и муниципальных служащих, иных уполномоченных субъектов к своим обязанностям по организации и реализации закупочной деятельности, в частности:
- необеспечением необходимых технических условий для организации и реализации закупки;
- несоблюдением необходимых требований к полноте информации, характеризующей объект закупки, основание отклонение заявки на закупку и пр.
Однако наличествуют и коррупционные правонарушения, вымогательства и пр., то есть умышленные противоправные деяния государственных и муниципальных служащих, иных уполномоченных субъектов, направленные на извлечение прибыли для себя или третьих лиц при организации и реализации закупочной деятельности.
Так, к числу наиболее распространенных коррупционных правонарушений в рассматриваемой сфере относятся:
- использование уполномоченными субъектами должностных полномочий для извлечения выгоды для себя или третьих лиц;
- получение денежного вознаграждения в виде взятки;
- подкуп уполномоченного субъекта для получения необоснованной выгоды.