Гостиничный бизнес — это тип экономической деятельности, включающий предоставление гостиничных услуг и организацию краткосрочного проживания людей в туристических комплексах, отелях, кемпингах, домах отдыха и др. На сегодняшний день в гостиницах оказывают 4 основные группы услуг - размещение, питание, бытовое обслуживание и организацию досуга.
Сущность понятия «досуг»
Сегодня индустрия гостеприимства представлена бизнесом, который направлен не только на обеспечение жильем и едой туристов, но также и на организацию досуга прибывающих гостей. Современные отели становятся не просто местом для временного проживания, но и начинают представлять собой культурные центры, в которых гости получают возможность переключиться с трудовой деятельности на развлечение и отдых. Для этой цели гостиницы предлагают широкий перечень услуг в сфере досуга.
Досуг в соответствии с определением из «Энциклопедии культуры и общества» является системой различных видов человеческой деятельности которая концентрируется на реализации различных потребностей людей и осуществляется в свободное время. Осуществление досуга помогает процессу рекреации человека, поскольку удовлетворяет его потребности в межличностном общении и различных развлечениях.
В целом досуг представляет собой возможность людей заниматься в свободное время различной интересной деятельностью по своему выбору. Отдых способствует снятию усталости и напряжения, восстанавливая физические и духовные силы.
К досугу можно отнести следующие виды занятий:
- просмотр телепередач и фильмов;
- чтение и рисование;
- посещение музеев, выставок и др.;
- общение с другими людьми;
- спорт и различные виды игр;
- прогулки на свежем воздухе; *занятия рукоделием;
- охота, рыбалка и многое другое.
Досуг включает такую категорию, как «развлечение». Оно является деятельностью, осуществляемой для удовольствия и своеобразного проведения досуга (игры, физические упражнения и т.д.). Развлечения классифицируются на индивидуальные и групповые. Также они различаются в соответствии с числом участников действий и степенью затрат энергии. Непродолжительный отдых формирует предпосылки для последующей творческой деятельности.
Организация досуговой деятельности в отелях
В гостиничном деле сегодня активно используется такое направление организации досуга, как «анимация». Она представляет собой оживление отдыха и обеспечение непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Анимации предназначены для того, чтобы «вдохнуть душу» в туристические программы.
Анимация рассматривается в гостиничном деле в качестве своеобразной услуги, цель которой состоит в росте качества обслуживания (не только в гостиницах, но и в туристических комплексах, ресторанах). Анимация помогает продвинуть туристический продукт на рынке и, тем самым, повысить доходность гостиничного и туристического бизнеса.
Анимационная деятельность представлена деятельностью, которая направлена на формирование условий для активного проведения свободного времени. Это одно из самых актуальных направлений в менеджменте обслуживания гостей отелей. Оно было порождено конкуренцией, поскольку гостиницы и туристические комплексы искали новые привлекательные формы обслуживания в сервисной политике для победы над соперниками.
В гостиничном деле существует такое понятие как туристская анимация, которая выступает в качестве средства удовлетворения специфических туристских потребностей в:
- общении,
- движении,
- культуре,
- творчестве,
- приятном провождении времени,
- развлечениях.
Диапазон человеческих потребностей в области досуга широк, так как люди на отдыхе вкладывают в это понятие абсолютно разный смысл. Для одного человека отдых является путешествием, а для другого он состоит в чтении книг или прогулке по лесу. В соответствии со спросом и мотивацией путешествий в практике туристского обслуживания были сформированы разные виды анимации, которые удовлетворяют потребности туристов.
Анимация в движении предназначена для удовлетворения потребности современного человека в движении. Этот процесс сочетается с удовольствием и приятными переживаниями. Анимация-переживание помогает удовлетворить потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного. Это может происходить в ходе общения, открытий, а также при преодолении трудностей.
Анимация через общение способствует удовлетворению потребностей в общении с новыми, интересными людьми. Благодаря ей открывается внутренний мир людей, а человек познает себя через общение.
Виды досуга
Один из видов досуга — это туризм, который одновременно сочетает увлекательную и познавательную деятельность. Он считается наиболее активным и интересным видом досуга. Так, в походе, поездке, путешествии воспитываются такие качества, как терпение, смелость, выносливость. На экскурсиях происходит поощрение познавательной активности, а в клубах по интересам развитие творческих способностей.
Выделяют несколько основных направления досуга: культурный (познавательный), зрелищный (развлекательный и игровой), спортивно-оздоровительный досуг. Первый из них направлен на приобщение гостей отеля к культурно-историческим и духовным ценностям.
Зрелищно-развлекательные программы представлены праздничными мероприятиями, конкурсами, фестивалями, дискотеками, ярмарками, карнавалами, тематическими днями. В основе игрового досуга лежит участие клиента в ролевых играх, конкурсах, пиратской вылазке, ночных походах и др.
Спортивно-оздоровительный досуг предназначен для гостей отеля, которые увлекаются определенным видом спорта или же для людей, которые ведут активный и здоровый образ жизни. Сюда включены различные спортивные мероприятия, занятия фитнесом, плавание, посещение салона красоты или массажного кабинета и др.