Феликс Савар ($1791 — 1841$) — французский физик.
Он был физиком, который известен, прежде всего, за закон Био-Савара для электромагнетизма, который он обнаружил вместе со своим коллегой Жаном-Батистом Био. Его основной интерес был сосредоточен на акустике и изучении вибрации. Особый интерес к скрипке привел его к созданию экспериментальной трапециевидной модели, которая до сих пор находится во Франции в коллекции Политехнического института. Он дал свое имя, единице измерения для музыкальных интервалов, а колесо Савара – устройство, которое он использовал при исследовании диапазона человеческого слуха.
Биография
Феликс Савар родился $30$ июня $1791$ года, в Мезьер, Франция.
Он был сыном Жерара Савара, инженера в военной школе Меца. В военном госпитале в Меце, Савара изучал медицину, а затем продолжил учебу в университете Страсбурга, где он получил степень доктора медицины в 1816 году. Его брат Николя, инженер, который учился в Политехнической школе, также начал работать по физике вибрации.
Савар переехал в Париж, где он построил свою первую экспериментальную скрипку в $1817$ году. В своей ранней работе Савар дал первое объяснение функциям некоторых частей скрипки. Два года спустя он выступил с докладом по физике скрипки в Парижской академии наук.
Жан-Батист Био был впечатлен работой Савара и нашел ему место преподавателя физики в Париже.
Савар стал членом Парижской академии в $1827$ году. В следующем году он был назначен профессором экспериментальной физики в Коллеж де Франс, где он преподавал акустику. $30$ мая $1839$ года он был избран иностранным членом Королевского общества.
Феликс Савар умер в Париже $16$ марта $1841$ года в возрасте $49$ лет.
Научные достижения
В $1820$ году, Савара и Био начали измерения магнитных полей, создаваемых током. Савар стал профессором в Коллеж де Франс в $1836$ году и совместно Био создали закон Био-Савара. Савар также продолжил свои исследования колебаний, основываясь на экспериментах Хладни с вибрирующими пластинами. Он разработал методы для изучения колебаний воздуха, мембран, твердых веществ, а также различных других материалов.
Савар исследовал, процесс того, как колебания передавались от струн к корпусу скрипки. Он использовал технику песка картин Хладни, чтобы наблюдать полученные узловые линии, возникающие при колебаниях струн. В попытке улучшить тон, он построил трапецеидальную форму скрипки с прямоугольными отверстиями. Когда на инструменте сыграли перед комитетом, который включал Жана-Батиста Био, композитора Керубини, и других членов Академии наук и Академии искусств, тон скрипки был оценен как предельно ясный, но несколько приглушенный. Скрипичный мастер Жан-Батист Вильом работал в тесном сотрудничестве с Саваром, для того, чтобы улучшить производительность своих инструментов.
В течение двадцати лет, Савар проводил многочисленные эксперименты в области акустики и вибрации.
Он обобщил свою работу по скрипке, чтобы проанализировать колебания связанных систем. Он также значительно расширил наблюдения Хладни благодаря различным пластинам: добавил краситель в песок, экспериментировал с узловыми узорами для медных пластин в форме круга, эллипса и многоугольника.
Савар также изучал звуки животных и человека. Он определил нижние частоты пределов слуха, с помощью зубчатого колеса, которое производило звук на определенных частотах с использованием вращающихся дисков. Савар был высоко оценен как экспериментатор, и его результаты были актуальны для современных анализов упругости, сделанных Пуассоном, Коши и Ламе.