Требования к урокам физкультуры
Урок физкультуры – это важная часть образовательного процесса учащихся с 1 по 11 классы. Занятия физкультурой несут в себе очень много пользы, но она может быть достигнута только при условии, если будет соблюдена техника безопасности и учтены требования Федеральных государственных образовательных стандартов. В структуре урока заложены различные физические активности и упражнения, а также освоение теоретического материала, что способствует физическому и психическому развитию учеников и их интеллектуальной подкованности.
Основная цель уроков, организуемых в школе, состоит в том, чтобы способствовать физическому воспитанию и развитию школьников, оздоравливать учащихся. По существующим сегодня стандартам занятия должны проводиться не менее трех раз в неделю. При этом один из часов по физкультуре можно заменить занятиями по танцам, ритмике или хореографии. Возможно включать в занятия различные виды гимнастики для детей, но при этом занятия и комплекс упражнений должны соответствовать возрасту школьников.
Уроки призваны решать несколько приоритетных задач, а именно:
- Общеобразовательные задачи, которые включают в себя обучение физкультурным знаниям, двигательным навыкам и умениям, что способствует гармоничной развитой личности. Дети не только обучаются многогранной методике физического развития, но и учатся применять полученные на уроках знания в практике. Школьникам прививают любовь к спорту, объясняют, насколько важны физические нагрузки для того, чтобы поддерживать здоровье.
- Воспитательные задачи – дети на уроках физкультуры учатся самостоятельности, однако им также прививают навыки взаимодействия с одноклассниками в команде, прививают уважение к коллективу. Регулярные занятия способствуют воспитанию таких качеств, как смелость и ответственность, упорство, целеустремленность, стремление быть первым, одерживать победу, но обязательно честным путем.
- Оздоровительные задачи – занятия с раннего возраста являются профилактикой серьезных заболеваний. Посещение уроков физкультуры помогает детям избежать многих заболеваний. В первую очередь физкультура обладает общеукрепляющим эффектом, она играет важную роль в формировании правильной осанки и способствует исправлению плоскостопия. Во время занятий осуществляется развитие координационных способностей ребенка, его ловкости.
Уроки по физкультуре – это не только физическая активность, но и развитие интеллекта. Ребенок овладевает навыками стратегического мышления, становится активным, учится общаться со сверстниками и со старшими товарищами, учителями. Гармоничное развитие организма с раннего возраста является гарантом того, что из ребенка вырастет полноценная и сформировавшаяся личность, для которой здоровый и спортивный образ жизни является неотъемлемой частью.
Техника безопасности на уроках физкультуры
Для того, чтобы на уроках осуществлялась профилактика травматизма, и чтобы соблюдались все правила техники безопасности, необходимо, чтобы современный урок соответствовал всем требованиям, включая доступность обучения, последовательность и систематичность уроков, связь уроков физкультуры с социальным обучением. Также на занятиях должна обеспечиваться сознательность учащихся, все дети должны быть активными и заинтересованными в получении новых знаний, освоении новых видов двигательной активности. Мотивация должна быть естественной, так как многие дети не любят уроки физкультуры, стараются их пропустить, а если и присутствуют на них, то именно они чаще подвержены травмам.
Преподаватели должны сочетать наглядные, словесные и практические методы обучения. Таким образом ребенок будет получать доступный для понимания материал, повышается шанс, что упражнения будут выполняться им корректно, соответственно он не получит травмы. Техника безопасности на уроках направлена на минимизацию травматизма школьников, а также она способствует повышенному уровню освоения учебного материала.
Установленные правила техники безопасности включают в себя несколько пунктов, которые необходимы для соблюдения:
- во-первых, допуск школьников на урок возможен только после того, как учитель оповестит их о технике безопасности и познакомит с основными пунктами;
- во-вторых, абсолютно каждый школьник должен иметь справку о том, что он допускается на уроки. Исключением становятся дети с отклонениями и особенностями в развитии, а также те, кто недавно перенес болезнь или был травмирован. Эти школьники должны предоставить справку о временном или постоянном освобождении от физкультуры;
- в-третьих, ученики на занятии могут находиться только в специальной форме и в обуви. Без этого учитель не должен допускать их в спортивный зал. Занятия в обычной одежде, неудобной и неспортивной обуви могут привести к травмам.
Переодеваться все учащиеся должны только в специально оборудованных раздевалках, которые разделены по половому признаку – отдельна раздевался оборудована для мальчиков, и отдельная – для девочек. Ученикам запрещено брать спортивный инвентарь до того, как учитель позволит им сделать это. Также все ученики должны слушать своего учителя и выполнять упражнения в том порядке, в котором он их называет. Для этого сам учитель должен стать авторитетом и примером для подражания. В случае, если у школьника появились проблемы со здоровьем, или он почувствовал себя плохо, то он обязан сразу же сообщить о своем плохом самочувствии учителю. Учитель находится в зале или на площадке все время, от начала до конца урока, он не имеет права отлучаться, так как без его присмотра ученики могут нанести друг другу травмы. Это лишь основные пункты техники безопасности, применяемые к урокам физкультуры в школе. Смело можно сказать, что техника безопасности на уроках физкультуры, такая же, как и при занятиях любыми видами спорта для детей.