Методы физического воспитания
Методы физического воспитания – это совокупность приемов и способов освоения и применения освоенных физических упражнений. Поскольку физическое воспитание учитывает особенности развития каждого человека, то следует отметить, что на практике применяются различные формы и методы физического воспитания, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей человека.
На сегодняшний день в физическом воспитании применяются две группы методов:
- специфические методы физвоспитания;
- общепедагогические методы физвоспитания.
Специфические методы характерны исключительно для процесса физического воспитания. Также они определяются выбранным видом спорта и уровнем физических нагрузок. Что касается общепедагогических методов физического воспитания и подготовки, то они применяются во всех случаях воспитания и обучения, являются наиболее распространенными и универсальными. Специфические методы, точно так же, как и общепедагогические методы физического воспитания имеют свои особенности и свою структуру, ибо методы не могут быть абсолютно универсальными, они всегда индивидуальны и всегда учитывают личностные особенности развития, состояния здоровья.
К специфическим методам физического воспитания можно отнести:
- во-первых, методы строго регламентированных упражнений для отработки техники;
- во-вторых, игровые методы, то есть использование упражнений в игровой форме. Этот метод хорошо подходит детям, которые много воспринимают через игру. Однако игровой метод часто используется и в ряде видов спорта (футбол, баскетбол и пр.);
- в-третьих, соревновательный метод, при котором тренер предлагает занимающимся использовать упражнения в соревновательной форме.
Все эти методы позволяют решить ряд конкретных задач, которые связаны с обучением технике исполнения физических упражнений. Также они направлены на воспитание физических качеств, таких, как сила, скорость, выносливость, координация движений и многие другие. Специфические методы являются очень важной составляющей тренировок, но вот подбор методов определяется уровнем физической подготовки и тем, насколько эти методы вписываются в тренировочный процесс.
Что касается общепедагогических методов физического воспитания, то они подразделяются на два крупных направления:
- словесные методы физического воспитания;
- методы наглядного воздействия.
Эти методы используются в совокупности и образуют сильнейшую тренировочную программу, которая ко всему прочему является и очень эффективной. Важно отметить, что методы нельзя использовать обособленно, и ограничиваться лишь одним единственным методом тоже нельзя. Только оптимальное сочетание и рациональный подход в подборе методов, сочетание названных методов в соответствии с педагогическими и методическими принципами способно обеспечить наиболее эффективную и успешную реализацию тех задач, которые ставят перед собой педагоги и тренеры.
Переменный метод и его особенности
Метод переменного упражнения (переменный метод) – это метод, который напрямую связан с длительным и, что самое главное, непрерывным выполнением движений, имеющих циклический характер. Но при этом спортсмен осуществляет упражнение с переменной скоростью, которая может варьироваться на протяжении всего времени выполнения или всей дистанции по заданной тренером программе.
Переменный метод в физкультуре и спорте направлен на то, чтобы воспитать очень важное качество – выносливость. Выносливость позволяет спортсмену выполнять сложные упражнения, при этом значительно экономя собственные силы. Соответственно, повышается вероятность, что даже после продолжительной и сильной нагрузки индивид будет чувствовать себя удовлетворительно и достаточно быстро восстановится. Аналогичный переменный метод может быть использован при выполнении ациклических упражнений, которым придается не естественный, а скорее искусственный циклический характер. Искусственный циклический характер достигается тогда, когда тренер решает, что спортсмен будет выполнять слитные повторения.
Переменный метод считается в физическом воспитании и подготовке одним из самых эффективных. Это обусловлено тем, что в процессе переменных упражнений спортсмен становится не только более выносливым, но и эти упражнения позволяют ему быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, с одного упражнения на другое упражнение, имеющее приблизительно такую же нагрузку. Переменный метод может применяться и для новичков, и для более опытных спортсменов. Самое главное, чтобы он был соотнесен с физической подготовкой и состоянием спортсмена.
Переменные тренировки не так просты, и циклическое выполнение упражнений не всегда может благоприятно повлиять на неподготовленный организм. Поэтому перед каждой тренировкой спортсмен разминается. Разминка позволяет ему лучше подготовиться к выполнению упражнений, улучшить кровообращение, «разбудить» дыхательную систему и сердечно-сосудистую систему. В целом, любые тренировки, независимо от выбранного метода, следует начинать с разминки, и только после этого можно приступать к выполнению упражнений и увеличению нагрузки.
Таким образом, переменный метод физического развития и воспитания является частью большого и обширного тренировочного процесса. Не следует использовать исключительно один метод в подготовке спортсменов, лучше всего применять совокупность методов, тем более они очень хорошо сочетаются друг с другом, могут дополнять друг друга и способствуют развитию человеческого организма. Переменный метод используется как для опытных спортсменов, так и в целом он актуален для новичков, которые нуждаются в том, чтобы подготовить организм к повышенным нагрузкам.