Понятие внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды РФ - это фонды денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначаются для того, чтобы реализовать конституционное право граждан на:
- социальное страхование,
- пенсионное обеспечение,
- медицинскую помощь и охрану здоровья.
Внебюджетные фонды в России выступают в роли механизма перераспределения национального дохода. Внебюджетные фонды служат для защиты интересов населения, решения проблем, возникающих в ходе экономического развития. Благодаря созданию внебюджетных фондов государство получает возможность более эффективно использовать свои финансовые ресурсы. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление за каждым из них источников дохода. Средства фондов используются строго на зафиксированные законодательно цели.
Формирование расходов и доходов государственных внебюджетных фондов осуществляется в порядке, регламентированном Бюджетным кодексом Российской Федерации, и иными нормативно-правовыми актами, в том числе законами о бюджете России на анализируемый год. Внебюджетные фонды формируются за счёт производимых целевых отчислений. Как правило, организации, производя отчисления во внебюджетные фонды, включают их суммы в состав себестоимости.
Если рассматривать понятие государственных внебюджетных фондов в узком смысле, под ними понимают:
- Пенсионный фонд Российской Федерации,
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
- Фонд социального страхования Российской Федерации,
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Если рассматривать внебюджетные фонды в широком смысле, то в России функционирует более 30 фондов, имеющих социально-экономическое назначение.
В качестве примеров экономических фондов можно назвать:
- Фонд развития промышленности (ранее назывался Российский фонд технологического развития),
- финансовые фонды, созданные для поддержки отдельных отраслей,
- отраслевые внебюджетные фонды научных исследований и конструкторских разработок,
- инвестиционные фонды.
При проведении государственной политики, ориентированной на совершенствование функционирования государственных внебюджетных фондов, внимание уделяется эффективному развитию системы медицинского, социального и пенсионного страхования. В качестве основных проблем внебюджетных фондов можно назвать:
- недостаточная дифференциация пенсионного обеспечения,
- отставание объёмов пенсионного обеспечения от уровня прожиточного минимума,
- низкий уровень выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности,
- необходимость обеспечивать расходы из собственных источников доходов.
К основным мерам по решению проблем относятся:
- трансформация законодательства, регулирующего пенсионный возраст,
- разделение источников выплат,
- совершенствование механизмов управления ресурсами фондов,
- наращивание доходов, из которых формируются средства фондов.
Деятельность по всем направлениям должна вестись одновременно, мероприятия не являются взаимозаменяемыми.
Порядок составления и утверждения бюджетов внебюджетных фондов
Составлением проектов бюджетов для государственных внебюджетных фондов в России занимаются органы управления этих фондов. Бюджет составляется на очередной финансовый год и предстоящий плановый период. После составления бюджет передается федеральному органу исполнительной власти, который осуществляет координацию деятельности фонда, чтобы он внес этот бюджет вместе с проектами федеральных законов, регулирующих тарифы страховых взносов, и другими документами, в Правительство Российской Федерации.
Принятие бюджетов государственных внебюджетных фондов происходит по представлению Правительства в виде федерального закона. Бюджеты принимаются не позднее, чем федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий период.
Если бюджет государственного внебюджетного фонда имеет дефицит, должны быть утверждены источники финансирования этого дефицита.
В проекте бюджета пенсионного фонда должны быть указаны показатели, которые характеризуют объемы пенсионных накоплений, учет которых ведется обособленно, по состоянию на начало и конец каждого финансового года. Все проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, вносимые в Государственную Думу Правительством, должны содержать сведения по показателям расходов и доходов, указанных в Бюджетном кодексе.
Поступив в Государственную думу, проекты бюджетов должны быть направлены в Совет Федерации, Президенту, в Счетную палату и и в комитеты Государственной Думы, где где могут быть внесены предложения и замечания. Комитет по бюджету определяет профильные комитеты, которые занимаются конкретными проектами бюджетов.
В первом чтении по проекту Федерального закона о бюджетах государственных внебюджетных фондов рассматривают:
- какой объём доходов прогнозируется в очередном финансовом году. Принимаются во внимание поступления из других бюджетов,
- какие расходы ожидаются в очередном финансовом году и планируемом периоде,
- дефицит или профицит бюджета.
Во втором чтении по проекту федерального закона о бюджетах определяют:
- как распределяются расходы в очередном финансовом году и плановом периоде. Деление производится по разделам, подразделам, целевым статьям и группам в соответствии с классификацией бюджетных расходов,
- откуда финансируется дефицит бюджета,
- как формулируются текстовые статьи проекта федеральных законов.
Рассмотрение в третьем чтении производится не позже, чем через 10 дней после принятия проекта во втором чтении. Третье чтение предназначено для принятия проекта в целом. Далее принятый в третьем чтении проект должен быть передан в Совет Федерации. Экспертизой проектов занимается Счётная палата и контрольно-счетные органы субъектов Федерации.