Организационное обеспечение деятельности – это специальное направление управленческой деятельности, которое предполагает формирование структуры управления организацией, установление системы коммуникации и взаимодействия для обеспечения эффективного решения задач функционирования организации.
Понятие и значение деятельности учреждений социальной защиты населения
Перечень социальных услуг, реализуемых учреждениями социальной защиты расширяется, возникают новые направления функционирования таких учреждений, меняются цели и задачи их структурных подразделений. Сегодня штат учреждений социальной защиты расширился, в состав его функций добавились внешние, в том числе функции по взаимодействию с иными органами и организациями публичного управления, а также с некоммерческими организациями, целью функционирования которых является решение социальных задач.
Социальная защита населения представляет собой механизм осуществления национальной социальной политики на основе системы социальных и правовых гарантий в отношении каждого члена общества, отражающая реальную возможность личности в реализации собственных прав, в том числе социально-экономических прав, прежде всего на достойный уровень жизни.
Социальная защита действует как социальный институт, то есть это система, которая создается и функционирует для решения социальных проблем, помощи наиболее уязвимым социальным группам. Непосредственно функционирование указанного института объединяет деятельность общественных институтов и специальных учреждений, обеспечивающих реализацию прав личности и формирование среды для поддержания нормального уровня жизни населения, в том числе социально уязвимых групп.
Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты
Организационно-правовое обеспечение системы социальной защиты осуществляется на следующих уровнях:
- федеральном;
- региональном.
При этом единого правового обеспечения и организационных технологий функционирования сферы социальной защиты не сложилось.
Право на социальную защиту гарантированно основным законом страны, регламентируется специальным законодательством. В состав основных федеральных законов, регулирующих вопросы социальной защиты, входят следующие законы:
- по вопросу обязательного социального страхования;
- по вопросу государственной социальной помощи;
- по вопросу социального обслуживания населения страны;
- по вопросу социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- по вопросу занятости населения;
- по вопросу социальной защиты лиц, которые подверглись воздействию радиации из-за катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции;
- по вопросу пенсионного обеспечения и др.
Указанные специальные федеральные законы определяют следующие организационные основы функционирования института социальной защиты населения в стране:
- распределение категорий лиц, имеющих право на льготное социальное обеспечение между федеральным и региональным уровнями публичного управления в соответствии с правомочиями и имеющимися расходными обязательствами у Федерации и региональных территорий;
- монетизация льгот, то есть возможность замены натуральной формы предоставлении на ежемесячную денежную выплату;
- предоставление лицам, относящимся к федеральным льготным категориям населения, набора социальных услуг, в том числе дополнительной бесплатной медицинской помощи, обеспечение лекарствами, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту такого лечения.
Организационное обеспечение деятельности органов Пенсионного фонда РФ
В финансовой системе страны формируются социальные фонды, которые обеспечивают перераспределение национального дохода по инициативе органов публичного управления в интересах населения. Специфика функционирования внебюджетных фондов заключается в строгом определении источников их доходов и строгом целевом использовании таких доходов. К числу внебюджетных фондов, функционирующих на территории России, относится Пенсионный фонд страны.
Пенсионный фонд страны – это один из крупнейших институтов предоставления социальных услуг российскому населению. Пенсионный фонд учрежден для государственного управления финансовыми ресурсами пенсионной системы и гарантирования прав населения на пенсионное обеспечение.
В состав системы Пенсионного фонда РФ входят:
- управления, формируемые в федеральных округах;
- отделения, учреждаемые и функционирующие на региональных территориях.
Кроме того, в организационную структуру Пенсионного фонда РФ включены территориальные управления.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляют правление и исполнительная дирекция. Правление несет ответственность за реализацию функций фонда и определяет направления его развития, а также устанавливает текущие задачи функционирования.
Пенсионный фонд страны, как и ресурсы которыми он управляет, находится в государственной собственности. Финансовые ресурсы фонда не входят в состав бюджетных средств, иных фондов и не могут быть изъяты.
В качестве главных задач функционирования Пенсионного фонда РФ можно назвать следующие:
- целевой сбор и накопление страховых взносов;
- финансирование расходов фонда в соответствии с назначением финансовых ресурсов, привлекаемых фондом;
- капитализация ресурсов Пенсионного фонда РФ, привлечение добровольных взносов от физических лиц и организаций;
- контроль при участии налоговых органов над своевременностью и полнотой поступлений в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль над правильностью и рациональностью расходования ресурсов фонда;
- обеспечение взаимодействия и сотрудничества по вопросам, относящимся к полномочиям Пенсионного фонда РФ, с международными партнерами и др.
Правовое обеспечение функционирования Пенсионного фонда РФ осуществляется специальным федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения и подзаконными нормативными правовыми актами.