Государственные и муниципальные финансы
Государственные и муниципальные финансы – это комплекс экономических отношений, возникновение и существование которых непосредственно связано с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и некоторой доли национального богатства посредством организации государственных денежных фондов и их расходования.
Среди основных субъектов подобных отношений можно выделить: государство, экономические субъекты, индивидуальных предпринимателей, частных лиц.
По мнению специалистов в настоящее время можно выделить четыре основные функции государственных и муниципальных финансов, а именно:
- планирование, под которым подразумевают достижение наибольшей сбалансированности и пропорциональности совокупности ресурсов;
- организация, под которой подразумевают существующую необходимость установления порядка формирования (разработки), утверждения, исполнения бюджета, выбор банковских структур и финансовых учреждений, разграничение полномочий исполнительных и законодательных органов власти;
- стимулирование;
- контроль.
Таким образом, учитывая их функции, государственные муниципальные финансы выступают в качестве важнейшей составляющей финансовой системы
С помощью государственных финансов осуществляется также взаимодействие между различными государствами на международной арене, в значительной мере увеличиваются темпы развития мирового хозяйства.
Государственные и муниципальные как основа деятельности государственных и региональных органов власти
На сегодняшний день невозможно представить государство, которое бы не располагало финансовыми ресурсами. Только имея в своем распоряжении необходимое количество финансовых ресурсов, государство может самостоятельно реализовывать социальную политику, поддерживать отдельные секторы национальной экономики, выполнять научные исследования или поддерживать необходимый уровень обороноспособности.
Государственные финансы на сегодняшний день представляют собой один из наиболее эффективных рычагов макроэкономического регулирования. При умелом использовании такого инструмента государство имеет возможность решать различные задачи, например, оказывать влияние на темпы экономического роста, поддерживать стабильность курса национальной валюты, регулировать величину процентной ставки.
Модели организации государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы в наиболее развитых и развивающихся государствах содержат в своем составе следующие элементы:
- государственный бюджет;
- региональные местные бюджеты;
- государственный (муниципальный) кредит;
- специальные внебюджетные фонды.
Таким составом представлена традиционная модель организации государственных и муниципальных финансов
Важнейшей составляющей любой финансовой системы является бюджет, который также играет роль основного средства перераспределения ВВП. В основном (порядка 70-90%) доходную часть государственного бюджета формируют налоговые платежи. Как правило, в государственном бюджете закреплены основные налоги: налог на прибыль организации, НДС, различного рода акцизы, ввозные и вывозные таможенные пошлины, что в первую очередь, связано с тем, что за счет государственного бюджета покрывается большая часть расходов государства: поддерживание обороноспособности, управление, различного рода социальные расходы и субсидии. Помимо этого, за счет бюджета может быть покрыть дефицит и бюджетов других уровней, например, посредством предоставления разных субсидий и кредитов.
Второй составляющей традиционной модели являются региональные местные бюджеты. Стоит отметить, что в странах с унитарным устройством региональные местные бюджеты не входят в состав государственного бюджета, а в федеративных государствах местные бюджеты не входят в состав бюджетов членов федерации.
В большинстве стран за местными бюджетами, как правило, закрепляются такие налоги, как налог на доходы физических лиц, ресурсные налоги и др. Стоит отметить, что на сегодняшний день большая часть местных бюджетов существуют с дефицитом, т.е. не могут нормально функционировать без привлечения внешних финансовых ресурсов.
Третьей составляющей государственных и муниципальных финансов является так называемый государственный (муниципальный) кредит, под которым подразумевают особую форму кредитных отношений между государством, экономическими субъектами и частными лицами, когда государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта. Как правило, в большинстве случае государство играет роль заемщика, используя финансовые ресурсы государственного (муниципального) кредита для погашения дефицита бюджета. Таким образом, объективная необходимость государственного (муниципального) кредита связана непосредственно с превышением уровня расходов над уровнем доходов. Государство на постоянной основе испытывает потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, ввиду чего становится заёмщиком. Гораздо реже государство выступает в качестве кредитора, который предоставляет кредиты и займы нуждающимся страна или юридическим лицам. В случае, если государство берет на себя ответственность за погашение обязательств третьих лиц, например, хозяйствующих единиц, то оно выступает в качестве гаранта.
Последней составляющей традиционной модели государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные специальные фонды. Подобные фонды, как правило, располагают постоянным источником финансовых ресурсов, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от финансовых ресурсов бюджета, используются строго по целевому назначению – для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.